Один год из жизни Донецкой епархии: новые начинания 1947

Изменениям в государственной религиозной политике СССР в годы Великой Отечественной войны посвящено немало статей, глав книг, монографий. Ученые и церковные деятели по-разному оценивают эти изменения в жизни Русской Православной Церкви во второй половине XX века. Но никто не отрицает влияния нововведений на последующие десятилетия существования РПЦ в СССР. В целом эти перемены соответствовали курсу, наметившемуся в 1939 году в связи с отказом от массированного наступления на Церковь 1929-1939 годов.

Качественно новый этап церковно-государственных отношений начался в сентябре 1943 года. Правительство СССР разрешило выборы Патриарха, возобновление церковной издательской деятельности, духовного образования, открытие сотен храмов. Были внесены соответствующие изменения в законодательство СССР. А что же было в действительности на местах? Как жили православные священнослужители и миряне? С какими трудностями сталкивался архиепископ Сталинский и Ворошиловградский Никон? Были ли уступки государства такими значительными на практике, как казалось первоначально? Появилась ли возможность проведения образовательной и миссионерской деятельности? Именно этим вопросам мы посвящаем цикл публикаций об истории Донецкой (Сталино-Ворошиловградской) епархии в послевоенное десятилетие XX века [1].

В состав Донецкой епархии входили две области УССР – Сталинская и Ворошиловградская. Постоянное местонахождение кафедры епископа было в Ворошиловграде. С церковно-административной точки зрения Донецкая епархия была разделена на 21 благочиние, из которых 13 находились в Сталинской области, а 8 – в Ворошиловградской [2]. По данным архивных учреждений Луганской и Донецкой областей, на 1945 год было зарегистрировано 127 религиозных общин, действующих при храмах в Ворошиловградской области, а в Сталинской области – 231 [3].

Вся деятельность в епархии проходила под строгим контролем государственных чиновников. Инструментом реализации послевоенной церковной политики в СССР стал созданный в 1943 году Совет по делам Православной Церкви. Юридическое оформление Совета по делам РПЦ было закреплено Постановлением СНК СССР № 993 от 14 сентября 1943 года, а Постановлением правительства СССР № 1095 от 7 октября того же года утвердили Положение про Совет [4]. Положение формально предполагало, что созданная инстанция будет заниматься “присмотром за соблюдением местными органами власти законодательства про свободу вероисповеданий”. Именно уполномоченные на местах, назначенные в каждую область, отвечали за деятельность епархий РПЦ. В послевоенные десятилетия уполномоченным по делам РПЦ по Ворошиловградской области был Кариков П.В., а по Сталинской – Черноморченко К.Ф. [5]. Именно с этими руководителями сотрудничал и решал все текущие вопросы епископ Донецкой епархии.

С 1945 года Донецкую епархию возглавлял Высокопреосвященнейший архиепископ Никон (Петин А.П.). Нельзя сказать, что это был легкий труд. В Ворошиловградской области 27% всех населенных пунктов имели религиозные общины, зарегистрированные при типовых церквях или молитвенных домах, а в Сталинской области – 44% [6]. Отдаленность некоторых приходов от Ворошиловграда составляла до 350 км, что, конечно же, не способствовало нормализации административного управления епархией [7]. По этой причине в 1947 году были проведены административные изменения.

В каждом из 21 благочиния, кроме имеющихся благочинных, были утверждены следующие выборные должностные лица: “один духовник, который заботился о деятельности окружного духовенства среди пасомых по сохранению и укреплению нравственных устоев жизни; а также окружной духовный следователь для разбора и устранения на местах всяких возникающих в приходской жизни недоразумений второстепенного значения” [8]. Для проведения ревизий в благочиниях и расследования общинных дел, более значительных по своей важности, была создана Следственно-ревизионная комиссия в составе трех протоиереев. За 1948 год ими было проведено 19 следствий по епархии [9].

Тематика вопросовКоличество посетителей
По церковным делам1008
По вопросу о перемещения206
По личному делу484
С жалобами82
По вызову епископа186
Итого1966

В связи с тем, что местонахождение кафедры епископа было в Ворошиловграде, в Сталинской области был учрежден Секретариат епископа, но его пришлось упразднить, т. к. и священнослужители, и миряне все равно старались приехать к епископу в Ворошиловград. За 1947 год к нему приехали по разным вопросам 1966 человек [10].

Из-за такой большой посещаемости епископа священниками и мирянами встал вопрос о благоустройстве епархиального управления. Целью этого было создание элементарных удобств и приюта для приезжающего по разным вопросам духовенства с периферий. Эту проблему решили летом 1947 года. В центре Ворошиловграда удалось найти дом, который по своему расположению внутренних помещений был пригоден для означенной цели. В нем разместились: кабинет епископа, комфортная приемная, епархиальная канцелярия, комната членов Епархиального Совета, солидно обставленный лекционный зал, в котором также проводились собрания, епархиальная библиотека, комната для приезжающего в епархию духовенства. Нуждающийся в ночлеге обеспечивался ванной, чистой постелью, возможностью приготовления горячей пищи. Таким образом, были созданы все условия для священнослужителей, приезжающих на прием к архиепископу из отдаленных мест [11]. Со временем здесь же оборудовали медпункт, в который одна из районных поликлиник Ворошиловграда выделяла медицинский персонал для обслуживания. С 21 ноября по 31 декабря 1947 года в медпункте было зарегистрировано 441 посещение [12]. Для своевременного отъезда посетителей домой при епархиальном управлении работал специальный сотрудник, который обеспечивал заблаговременное приобретение железнодорожных билетов в разных направлениях.

Анализируя все вышеперечисленные нововведения в жизни Донецкой епархии, можно говорить о “временном перемирии” в церковно-государственных отношениях. Именно так называют историки период 1945-1953 годов. Однако хотелось бы отметить и роль личности в историческом процессе. Все административно-хозяйственные изменения, образовательно-миссионерская деятельность, о которой мы расскажем вам в следующих публикациях, были возможны благодаря трудам архиепископа Сталинского и Ворошиловградского Никона. Именно этому удивительному человеку будет посвящена отдельная статья из цикла материалов о послевоенной истории Донецкой епархии.

Светлана Исиченко

Примечания:

1. В архивных документах государственных архивов Донецкой и Луганской областей с 1947 года упоминается название “Донецкая епархия”.

2. Государственный архив Донецкой области (далее ГАДО). – Ф. Р-4022 “Уполномоченный Совета по делам РПЦ при СМ СССР по Сталинской области”. – Оп. 1. – Д № 9. – Л. 1.

3. ГАДО. – Ф. Р-4022. – Оп. 1. – Д № 4. – Л. 1.

4. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. – М.: Издательство Крутицкого подворья, 2005. – С. 205.

5. ГАДО. – Ф. Р-4022. – Оп. 1. – Д № 9. – Л. 1-2.

6. Центральный государственный архив общественных объединений (г. Киев). – Ф. 1 “Центральный комитет коммунистической партии Украины”. – Оп. 23. – Д № 5377. – Л. 19.

7. ГАДО. – Ф. Р-4022. – Оп. 1. – Д № 9. – Л. 6.

8. ГАДО. – Ф. Р-4022. – Оп. 1. – Д № 9. – Л. 7.

9. ГАДО. – Ф. Р-4022. – Оп. 1. – Д № 9. – Л. 8.

10. ГАДО. – Ф. Р-4022. – Оп. 1. – Д № 9. – Л. 2.

11. ГАДО. – Ф. Р-4022. – Оп. 1. – Д № 9. – Л. 3-4.

12. ГАДО. – Ф. Р-4022. – Оп. 1. – Д № 9. – Л. 5.