Откуда наши болезни…

Любая болезнь в христианстве, входящая в жизнь человека, – именно от Бога. От Бога, значит, прежде всего, не от диавола. Самая глупая и примитивная реакция – считать, будто бы боль, вошедшая в жизнь человека, от диавола. От этого начинаются неразумные поиски – кто порчу навел, кто проклял.

По сути, если человек утверждает, что зло ему дано от диавола, значит, он ставит Бога и диавола на одну ступень совершенства, и получается некий дуализм (совечность добра и зла). От этого начинаются ветки суеверий (сглаза, порчи, приворотов, отворотов). Начинают расти сорняки ненависти: самооправдание, осуждение других, фатальная подозрительность. Если пришло несчастье, то имей мужество сказать, что это Господь тебя ставит в такие условия, и ты должен через эту боль вырасти. Нужно не забывать определение, что “Промысл Божий – это непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям” (Православный катехизис).

Но не стоит говорить, что всякая болезнь есть именно наказание Божие за грехи. Всё намного сложнее. Да, бывает, что болезнь оказывается следствием греха. Например, всем известна поговорка: “За грехи родителей страдают дети!”. Вот здесь, во многом, болезнь связана с передачей генов от родителей. Ещё больше все усугубляет положение, когда родители генетически передают ребенку предрасположенность к тому или иному греху, к примеру: родители алкоголики или часто (особенно во время беременности) употребляющие алкоголь, наркоманы, блудники и носители других растлевающих общество и всех вокруг страстей – всё то, что растлевает (разрушает) человека снаружи и изнутри. Один английский писатель сказал: “Бог шепчет нам голосом любви, говорит с нами в полный голос совести, и кричит нам через мегафон страданий” (Клайв Льюис). Часто случается и так, что болезнь тела возникает в следствии болезни души. Ведь и в жизни так: если хозяйка дома заболела, то ухаживать за домом и вокруг него – некому; на доме появляются трещины, в доме пыльно, грязно, а вокруг дома сорняки вот-вот до уровня окон дорастут. Так и с человеком: заболела душа – тело начинает “трещать по швам”. Бывает, что болезнь, боль приходят в жизнь человека потому, что он раньше причинял такую же боль другим людям. Любой грех, уж тем более грех устоявшийся, закоренелый – это отпадение от Бога. А куда можно отпасть от Бога, который есть источник Жизни, источник Смысла? – Это отпадение в мир умирания, в мир агонии. И все же нельзя сказать, что любая болезнь – это наказание за грех и следствие греха. Церковное поучение (Синаксарь), традиционно произносимое в четвертое воскресенье после Пасхи (в “неделю о расслабленном”) говорит: “Не убо же всякая болезнь от греха, но и от естественна недуга, и от объядения и неполезнства и иных многих находит”. А заявление Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира к слишком “высокодуховитым” священникам звучит более чем понятно: “В Киеве есть некоторые священнослужители, которые практикуют вычитку, без всякого благословения на то правящего архиерея или епархиального духовника. Это серьёзные вещи, играть с этим нельзя. Они усугубляют заблуждения нашего верующего, скорее даже неверующего народа, что всякая болезнь – это уже одержимость бесовская. К этому всё приравнивается: удачи или неудачи, зачесалось левое ухо или правое, даже плохое или хорошее настроение – уже от диавола. Таким образом, происходит извращение церковного сознания… Приписывать бесам такие широкие возможности, какие дают им иные священники, не стоит. Что бы ни случилось – все от беса, давай вычитку. Потому что это нравится людям, это доходно … Такое отношение недопустимо как для молодых, так и для пожилых священников. Недопустимо, потому что провоцирует народ и уводит в сторону заблуждения”.

Мы должны понять, что многое приходит (с Божией Помощью) не из нашего прошлого, а из нашего будущего. Господь может дать болезнь ради того, чтобы те люди, которые рядом с вами, могли в опыте ухода за больным человеком, в опыте сострадания исцелить свои души. В Киево-Печерском патерике есть поучение из жития святого Пимена многоболезненного: “Не знаешь ли, что равную награду будут иметь больной и служащий ему, не пропадет бесследно терпение убогих, но кому скорбь и туго здесь, где недуг в малой степени, тем будет радость и веселье там, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная, и потому брат я и терплю болезнь … ибо претерпевый до конца спасется, … лучше мне в этой жизни всему сгнить, чтобы в той плоть моя была без тления, и здесь терпеть смрад, чтобы там исполниться неизреченного благоухания”А может, Господь прикасается к боли для того, чтобы ваша душа изменилась в этом опыте? Чтобы человек потом, по ту сторону болезни, стал бы способен вместить в себя большее, нежели был способен вместить до болезни. Так что очень важно для христианина не поддаваться на провокацию увязывания чужих болезней с чужими грехами. Если человек, заболев, скажет: “Да, Господи, я достойное по делам моим приемлю”, то это будет нормальная формула, нравственная. Но если человек пойдет к другому больному и скажет: “Ты болеешь. Значит, в твоей жизни были грехи, и ты за них расплачиваешься”, – это будет просто грех осуждения. Здоровый не имеет права осуждать больного, какая бы у него ни была болезнь. По словам академика Аверинцева: “Христианство создало поистине виртуозную культуру усмотрения собственной виновности. Я должен прощать другим, но не имею права прощать себе. Не должен искать грехи у другого человека, даже если он оказался в несчастье, но если со мной случилось несчастье – о своих грехах должен задуматься”.

А, подведя итоги, приведём отрывок духовного завещания преподобного Серафима Вырицкого “Разговор Бога с душой”: “Думал ли ты когда-либо, что всё, касающееся тебя, касается и Меня? Ибо касающееся тебя касается зеницы ока Моего. Ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя, и поэтому для Меня составляет особую отраду воспитывать тебя. Когда искушения восстанут на тебя и враг придет, как река, Я хочу, чтобы ты знал, что от Меня это было. Что твоя немощь нуждается в Моей силе и что безопасность твоя заключается в том, чтобы дать Мне возможность бороться за тебя … – от Меня это было. Я – муж скорбей, изведавший болезни, Я допустил это, чтобы ты обратился ко Мне и во Мне мог найти утешение вечное … Ибо Я хочу, чтобы ты познал Меня еще глубже в немощах своих телесных и не роптал бы за сие ниспосланное тебе испытание, не старайся проникнуть в Мои планы спасения душ человеческих различными путями, но безропотно и покорно преклонил бы выю твою под благость Мою к тебе. Храни их, знай и помни всегда, что всякое жало притупится, когда ты научишься во всем видеть Меня. Всё послано Мною для совершенствования души твоей – от Меня это было”.

“В заключение повторю: скорби для христианина сами по себе – великая милость Божия; это – целебный бальзам на раны души, обуреваемой страстями; это – лучшее средство для очищения нашей души от нечистот, какие вносит в неё грех; а потому грех скорби суть залог любви Божией к нам, ибо дают нам возможность самым делом идти за Господом со своим собственным крестом на раменах. Вот почему и были такие любители скорбей, которые скорбели, когда их долго не посещал Господь …”, – архиепископ Никон (Рождественский), “наши скорби – крест от руки Христовой”.

Клирик храма святых Петра и Павла
г.Ясиноватая
иерей Евгений Аксенов