По велению души – и жизнь отдать

По велению души – и жизнь отдать

Эта история началась с необычной находки. Однажды к настоятелю Свято-Покровского храма, что в поселке Землянки, отцу Александру Виннику подошла одна из прихожанок.

– Мой сын когда-то на месте, где был разрушен храм, нашел вот этот крест. Я вижу, как храм возрождается, и решила отдать его вам.

Что-то подсказало батюшке, что крест не простой, что, возможно, он принадлежал священнику, служившему в Свято-Покровском храме в начале ХХ века. Он обратился к землянчанам с просьбой откликнуться, кто что знает о батюшке. Одна из прихожанок рассказала, что однажды на рынке разговорилась с женщиной, и та  ей сказала, что ее муж – внук батюшки, когда-то служившего в Землянках… Через две недели священник встретился с внуком батюшки Александра Сахновского – Евгением Сахновским, который и рассказал о судьбе своего деда, последнего батюшки, который служил в Свято-Покровском храме поселка Землянки. Вернее, рассказала его тетя – Неонила Сахновская, дочь батюшки Александра. По просьбе внука, когда она была еще жива, Неонила Александровна написала свои воспоминания, в которых раскрыла историю этой удивительной семьи.

Благословение свыше

В семье до сих пор хранится стол батюшки, которому более ста лет, шляпа, чернильный прибор, шахматы и икона Спасителя, перед которой Неонила Александровна молилась об усопших и просила благополучия живым. Днем она прятала ее за книгами (работала учителем), а вечером зажигала перед нею лампаду.

История этой семьи уходит корнями к началу ХХ века. 1902 год. Выпускница Мариинской Донской женской гимназии Евгения Кушнарева получает звание «начальной народной учительницы» и направляется в земскую школу села Адрианополь Екатеринославской губернии. С окладом в сто рублей в год, бесплатными квартирой, отоплением, освещением, земельным участком, подарками к Рождеству и Пасхе, начинает она свой трудовой путь. По выходным и праздникам – в церковь. На праздники съезжались православные из близлежащих сел. Среди них был и молодой человек – Александр Сахновский, который всегда приезжал с мамой Верой Ивановной. Скромная красота Евгении покорила сердце не только юноши, но и его мамы, будущей свекрови.

Учитель, врач, священник…

За плечами Александра было Бахмутское духовное училище, Екатеринославская духовная семинария, три курса медицинского института, откуда был отчислен за участие в студенческих волнениях. В 1909-м, в храме, где повстречались Александр и Евгения, они повенчались. В 1912 году в молодой семье сельских учителей родился первенец – дочь Неонила. Они переезжают в поселок Землянки, куда учитель Александр Сахновский получает направление. Старожил поселка  Землянки Мария Губенко вспоминает, что он был не только учителем, но и помогал людям, лечил их. Владение пятью иностранными языками, медицинские знания принесли ему известность.

Все изменилось в 1917 году, когда он понял, что учительская деятельность потребует от него отказа от православной веры. Заниматься атеистической пропагандой среди учащихся и жителей поселка он не сможет. Батюшка и раньше совмещал работу учителя со службой в храме. Теперь же он принимает решение полностью отдать себя служению церкви и пишет прошение о рукоположении его во священники. В 1918 году диакон Александр Сахновский успешно сдает экзамен на звание священника. А в 1919 году 13 апреля Александр Сахновский рукоположен в сан иерея. Тогда, при рукоположении во священники, рукополагаемый подвергался, так называемому, допросу: сообщал все о себе и брал на себя ряд обязательств как священник. Думал ли тогда иерей Александр, что в его жизни будет еще допрос, но другой, где вопросы будут задавать надуманные по ложному доносу, а он в ответ будет только отвечать: «Не агитировал… не собирал…не знал… нет». Но это будет через 18 лет, а пока он служит священником в Свято-Покровском храме, пишет землянчанам прошения, лечит…

Люди ехали к нему отовсюду – всем оказывал помощь. Лекарства часто покупал за свой счет. «Усердно молился за тех, кого лечил, – вспоминает Аркадий Малеев, в те годы житель села Землянки. – Голос у батюшки был тихий, спокойный. Никогда никакого окрика. Но когда пел и читал проповедь, была такая тишина в храме, казалось, воздух звенел».

У Бога все едины

В размеренную жизнь землянчан врывается гражданская война. Как-то на станции взорвали эшелон с красноармейцами. Они прыгали в снег из горящих вагонов и бежали, ползли к домам, просили о помощи. Батюшка приходил в дома, где были по-
страдавшие, и оказывал помощь раненым, обмороженным. Когда вошли красные части, их командир поблагодарил отца Александра и спросил: «А если бы пришлось оказывать помощь белым?». Отец Александр ответил как врач: «Я делал бы то же самое».

Вслед за войной пришли голод, разруха, тиф. Батюшка до последнего, пока сам не слег, лечил живых, отпевал усопших. Вскоре заболел. Болел долго. Все село  молилось. У кого какой кусочек получше – несли батюшке. Батюшка пошел на поправку, но мама Вера Ивановна вскоре умерла. И вновь на помощь пришли односельчане. Помогли батюшке похоронить маму. «Жители поселка ухаживали за ее могилкой вплоть до 1974 года, что говорит об уважении к этой семье», – рассказывает иерей Александр Винник.

Последняя встреча

Затем были продразверстка, коллективизация, раскулачивание. В середине 30-х – первый обыск, арест. Вспоминает старожил Кристина Туровская: «Когда батюшку увозили в тюрьму, все плакали, даже мужчины не могли сдерживать слез, а еще, как колокола зазвонят, сердце от жалости сжималось». На этот раз обошлось, выпустили. Но это была первая ласточка. Его начинают переводить из храма в храм, на неделю, месяц… Макеевка, Ясиноватая, Елизавето-Николаевка Амвросиевского района… Храм в Землянках закрывают. Начинается гонение и на детей. Однажды Неонила Сахновская пришла на работу, а там выбито стекло – на столе записка: «Поповская дочка, убирайся отсюда!». Неонила пишет заявление на расчет под предлогом поступления в Ростовский пединститут. Отвозит документы на подготовительные курсы, успешно сдает экзамены. Радости нет границ – она будет учительницей, как и родители. Спешит поделиться с отцом и едет в Елизавето-Николаевку. Был прекрасный день: «Я не шла – летела. Вот-вот мы увидимся. Вдруг из-за плеча слышу голос: «А к кому это вы идете? У нас таких нет». Я рассказала. Уже по дороге она узнала, что отца, как тогда говорили, «забрали». Он был арестован 13 августа 1937 года, вечером, когда спешил на вечернее богослужение перед первым Спасом. «Мне вспомнилось наше расставание в июне. Мы вышли вместе из дома. Дошли до остановки. И вдруг он посмотрел на меня, такую маленькую, и взволнованно произнес: «Я никому ничего не сказал, а тебе скажу. Сегодня ночью снилось мне, что я тебя хоронил, видел могилу открытую, гроб. Мне полагалось кинуть туда землю», – голос его дрогнул. «Мне стало печально, что-то бы сказать в утешение, но я не нашлась». Если бы Неонила знала, что видятся они в последний раз.

Расстрелять! Реабилитировать…

– Батюшка был арестован на праздник святых  мучеников – братьев Маккавеев, – говорит настоятель Свято-Покровского храма, иерей Александр Винник. – Расстрелян на Успение Пресвятой Богородицы. Умереть на Успение – это великая честь перед Господом. Сами того не подозревая, мучители его этим прославили.

В Донецке, в областном управлении СБУ, хранится дело священника Александра Сахновского. Тонкая папка на 46 страниц. Сорок две из них – дело, сфабрикованное на основании ложного доноса, написанного на половинке страницы из ученической тетради: «По обвинению Сахновского Александра Федоровича 1937 года, августа 25-го дня. Амвросиевскому районному отделу НКВД стало известно, что в селе Елизавето-Николаевка появился священник, который группирует вокруг себя антисоветский элемент, через который проводит антисоветскую агитацию и пропаганду среди населения. На основании чего было проведено следствие…

…Выписка из протокола № 10 тройки НКВД Донецкой области от 28.VIII.1937 года. Слушали: Дело по обвинению Сахновского Александра Федоровича 1885 года рождения. Постановили: Расстрелять».

В 1989 году семье удалось восстановить документы и о реабилитации батюшки: «В соответствии со статьей I Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов», постановление тройки УНКВД по Донецкой области от 26 августа 1937 года в отношении Сахновского Александра Федоровича отменено, дело прекращено за отсутствием состава преступления. Реабилитирован».

Вместо памятника – память

Куда в 37-м увозили тела расстрелянных, родственникам узнать не удалось. В 1922 году секретный приказ ГПУ запретил фиксировать места захоронений. Самое крупное такое захоронение в Донецкой области – это Рутченково поле в Кировском районе Донецка. Здесь установлен памятник жертвам массовых репрессий 1930-1940-х годов. Капсулу с землей с этого святого места батюшка Александр привез в храм, в Землянки.

– Поминовение в память о священнике Александре Сахновском звучит в нашем храме постоянно, – говорит иерей Александр Винник. – Мы чувствуем в нашем храме связь с отцом Александром Сахновским. Он нам помогает во всех наших начинаниях.

Благодарные прихожане Свято-Покровского храма вместе с ним решили увековечить память батюшки Александра, установив перед храмом памятный знак. А еще здесь планируют обустроить сквер и спортивную площадку неподалеку от храма и назвать именем батюшки Александра Сахновского. Планов много…

Раиса Белоброва
Фото из архива семьи Сахновских