Евангелие для Фомы

Как-то святителя Луку (Войно-Ясенецкого), «попа и профессора», как его называли, спросили, как он (образованный человек!) верит в Бога, если не видел Его? «Бога я действительно не видел, – спокойно ответил он, – но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не обнаруживал там ума».

Действительно, в наш «ученый» век мало кто примет какое-то слово на веру, не убедившись в том лично. Почему-то принято считать, что наука и религия несовместимы. Но ведь вот что удивляет: большинство ученых с мировым именем были людьми верующими, и чем более вникали они в законы природы, тем более убеждались в том, что непременно есть в этом мире Тот, Кто создал Вселенную такой гармоничной, вот только известно это немногим…

Не будем сейчас рассматривать плоды научно-религиозных исканий физиков и математиков, астрономов и биологов, а обратимся к истории. Сложная работа у историков, неблагодарная: их знания нельзя проверить путем опытов и наблюдений, к тому же есть большой соблазн приписать что-то свое, прокомментировать события как-то по-своему – в общем, порой бывает трудновато поверить в достоверность всего, что они нам порасскажут. Но и тут дело не безнадега: и, как и во всякой науке, в истории есть свои критерии оценки достоверности фактов. Ведь можно же проверить, кто автор первоисточника: был ли он очевидцем (или хотя бы современником) описываемых событий, или простым собирателем фольклора? Насколько он был легковерен или, наоборот, «дотошен» в своих изысканиях? Как часты упоминания о данном событии у различных историков и насколько они различны или, наоборот, аналогичны? Какой отклик нашло происшедшее в дальнейшей истории? И, наконец, есть ли какие-то материальные свидетельства кроме текстов?

Наверное, для многих будет неожиданностью то, что на сегодняшний день из всех исторических документов античности Евангелие является наиболее точным и достоверным. До нас дошло более 25000 списков этих трудов, причем разночтения в них совершенно незначительны. Евангелисты Матфей и Иоанн были непосредственными участниками событий, Марк – ближайшим помощником Апостола Петра, а Лука писал свой первый труд на основе тщательного анализа рассказов многих очевидцев, в Деяниях же принимал участие сам лично. Евангельские события находят подтверждение у древнеримских историков Тацита, Плиния Младшего и Светония. Но самое интересное, что сохранились многие «вещественные доказательства» истинности тех событий, о которых мы читаем в Евангелии: в Московском Кремле до революции 1917 г. находился хитон Иисуса Христа, в Риме по сей день хранятся ясли, служившие колыбелью Божественному Младенцу в Вифлееме, а на Афоне – дары, принесенные в дар Христу мудрецами с Востока.

…Итак, древний город Вифлеем. Обычно небольшой и тихий, в те дни он был наполнен людьми. Со всего Израиля стеклись в него потомки царственного рода пророка Давида для того, чтобы принять участие в переписи населения. «Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею» (Лк. 2:2), – уточняет Апостол, как бы предупреждая наши сомнения. В одном из хлевов нашли свой приют престарелый Иосиф и обрученная ему Мария, Дева, Которая вот-вот должна была родить Ребенка, Богомладенца Иисуса – не нашлось для них места в гостинице. Там же Она и родила.

«…И спеленала Его, и положила Его в ясли…» (Лк. 2:7), – читаем мы в Евангелии, и вот оно – очевидное свидетельство чудесности Рождения Христа. Любая женщина-мать поймет и другим скажет, что невозможно после родов, даже самых легких, тотчас же подняться и ухаживать за дитям.

А вскоре еще и гости пришли, чтобы поклониться Рожденному Богомладенцу. Сперва – местные пастухи, узнавшие о пришествии в мир Спасителя от самого Ангела Господня. Как и было обещано, увидели они Чудесного Младенца, лежавшего в убогой кормушке для скота. Позднее прибыли и волхвы – восточные мудрецы, проделавшие огромный путь для того, чтобы поклониться Царю, над Которым загорелась необычайной красоты звезда (история сохранила даже имена этих людей: Валтасар, Гаспар и Мельхиор). Удивительный набор принесли они в дар Христу с далекого Востока: золото, ладан и смирну.

Известно, что ладан – благовонная смола особого дерева – используется на богослужениях для каждения, а смирна – дорогое благовонное масло, которым помазывали умерших, что такое золото – особо разъяснять не приходится. Итак: золото – дар Царю, ладан – Богу, смирна – Тому, Которому предстояло умереть за человечество. Кто вдохновил этих троих человек на такой дальний путь, кто вразумил их принести именно такие подарки Новорожденному? Историки оставляют нам самим постигать это, а вот дары – молчаливый свидетель того, что волхвы не ошиблись – по сей день напоминают об одном из самых великих и радостных событий в истории человечества.

Золото – двадцать восемь небольших (5 на 7 сантиметров) пластин разной формы – трапеция, четырехугольник, многоугольник… На каждой – тончайший филигранный орнамент, который ни разу не повторяется. Ладан и смирна – небольшие, величиной с маслину, шарики, их около семидесяти.

Их бережно хранила всю Свою жизнь Божия Матерь. А незадолго до Своего Успения, зная, что земная Ее жизнь заканчивается, Она передала дары вместе со Своим Поясом и Ризой в Иерусалимскую Церковь, где они и хранились примерно до 400 года. В это время византийский император Аркадий перенес дары в Константинополь для освящения новой столицы империи. В 1204 году честные дары вместе с другими святынями были перевезены в вифинский город Никею – город, который стал временной столицей Византии, и находились там около шестидесяти лет. После изгнания латинян из Константинополя дары были возвращены в столицу и находились в ней до взятия Царьграда турками в 1453 году. После падения Византии вдова султана Амурата (отца Магомета II, завоевателя Востока) Мария, сербская царевна, спасла эту святыню от неверных и собственноручно привезла в монастырь святого Павла на Афоне, где с особым тщанием хранятся они по сей день.

Согласно святогорскому преданию, когда Мария поднималась от пристани к монастырю, Пресвятая Богородица чудесным образом воспрепятствовала ей приблизиться к обители и нарушить древний обычай, по которому женщины не допускались на Святую Гору. Мария смиренно вняла предостережению Пречистой и не посмела идти далее. Честные дары волхвов она передала в руки игумена, который в сопровождении братии вышел ей навстречу. Там, где стояла коленопреклоненная Мария, был водружен крест, который так и называется – Царицын. Позже рядом поставили часовню, внутри которой изображена встреча иноками великой святыни. В архиве монастыря также хранится султанская грамота, подтверждающая передачу честных даров афонским монахам.

«Первейшей чудесной особенностью честных даров, подтверждающей их подлинность, уверяющей маловерных и наполняющей радостью сердца всех, кто бывает в монастыре святого Павла, является исходящее от них удивительное благоухание, которое невозможно описать. Не раз бывало, что, когда честные дары выносили из алтаря для поклонения паломникам, благоуханием наполнялась вся церковь…», – рассказывают очевидцы. Случалось же и так, что они прекращали источать свое дивное благоухание, когда к ним дерзали преклоняться люди, не чтившие Христа.

Ради безопасности дары помещены в ковчеге-мощевике; только некоторая их часть предлагается для почитания паломникам обители и выносится для поклонения за пределы Святой Горы – ведь не только духовная, но историко-археологическая ценность честных даров неизмерима.

Проходят века, сменяются эпохи, меняется лицо Земли, а те святыни, которые по сей день благоговейно хранятся христианами, по-прежнему продолжают напоминать нам о тех великих и святых днях, о пришествии, земной жизни и, наконец, Воскресении Господа нашего Иисуса Христа. Через них происходит множество чудес, люди избавляются от душевных и телесных недугов. Главный же недуг, который врачуют они в еще не безнадежно очерствевших душах – неверие, так крепко спутавшее сегодня людей.

«Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29), – сказал Господь Фоме, не поверившему на слово в Его Воскресение, но все же позволил «осторожному» ученику вложить руку в ребра. Он и по сей день позволяет нам «на ощупь» убедиться в достоверности Евангелия, через все века сохраняя возможность прикоснуться к памяткам Его пребывания на земле.

Нина Краснова