Фотография – тоже проповедь

Уже три года в мировом интернет-пространстве существует страничка «Православное фото». Проект, начатый в 2002 году настоятелем Свято-Серафимовского прихода о. Николаем Катальниковым, заметно вырос, приобрёл своих поклонников не только в Украине, но и за её пределами. Мы обратились к батюшке с просьбой рассказать о том, что представляет на сегодня сайт, какие принципы исповедует, какие задачи ставит перед собой…

Батюшка, интернет-сайт «Православное фото» отмечает свою третью годовщину. Какие цели вы ставили перед собой, когда создавали его?

Дело в том, что сайт – это не самоцель, а только один из инструментов претворения в жизнь проекта «Православное фото». Наша главная задача – объединить фотографов в деле свидетельства миру Истины и Красоты Православия посредством искусства фотографии, которая является неотъемлемой частью современной культуры. Соответственно, и Православие не может обойтись без фотографии. Вся жизнь православная сейчас фотографируется, активно печатается в православных изданиях. Однако у нашего проекта задачи более высокие. Прежде всего – это развитие художественной православной фотографии, закрепление и отбор того лучшего, что есть в этом секторе.

На Ваш взгляд, удаётся ли реализовывать поставленные задачи?

Нет предела совершенству, но в основном те задачи, которые ставились с самого начала перед сайтом, в большинстве своём уже реализованы. Есть место в Сети, где каждый человек, кому близка эта идея, может поучаствовать, есть определённый круг авторов, который всё время расширяется. Постоянно растёт и число наших посетителей. Уже сами эти факты говорят о том, что идея – не пустая, а интересная и нужная людям.

Батюшка, просматривая вашу гостевую книгу, наткнулась на вопрос о том, каковы критерии, по которым вы определяете – православное это фото или нет?

Одна из главных мыслей, которая заложена в нашем проекте звучит следующим образом: «Господь бесконечен в своем проявлении миру». На что бы мы ни посмотрели, при определенном угле зрения, при определенной чистоте сердца, при определенном мировоззрении, мы можем увидеть Бога. Только не надо путать это с пантеизмом, то есть когда всё – Бог. Существует совершенно четкое разграничение: когда мы говорим, что видим не Бога в стуле, например, или в каком-то деревце, или лепесточке, а проявление Божией любви к нам, проявление Божиих энергий через эти вещи – это вполне православный взгляд. Именно так и учат святые отцы: Господь проявляет Себя в этом мире через все.

Вообще, понятие «православная фотография» – очень важная рамка. Когда мы вставляем любую фотографию в эту рамку, она обретает совершенно определенную направленность. Простой пример. Восходит солнце, язычник смотрит на него и говорит: «Какой прекрасный у нас бог Перун». На это же солнце, в это же время смотрит христианин и говорит: «Как прекрасен Господь в своих творениях, через которые Он Себя проявляет». Явление одно и то же, но то, какими глазами человек смотрит на мир, определяет то, что он видит в этом мире. Поэтому православная фотография – это фотография, снятая человеком с определенным мировоззрением, христианским мировоззрением. И его мировоззрение не может не иметь отпечатка в фотографии, как и любое мировоззрение себя проявляет в любом виде искусства. В связи с этим мне нравится название фотоконкурса, одно время проводимого молодёжным православным журналом «Отрок.ua». Он назывался: «Как я вижу Свет». А «фото графия» в переводе на русский – это «светопись», «письмо светом». Как я вижу Свет, от того фотография будет православная или нет. Таким образом, тематика фотографий, которым мы присваиваем название «православная» – не ограничивается никаким жанром. Репортаж, портрет, экспериментальная фотография, натюрморт, природа. Этой неограниченностью надо прочувствовать Господа.

Ещё одно несомненное качество православной фотографии – слово «красота». Одно из имен Бога – это Красота, и сделанное безобразно не может нести в себе образа Божия, не может нести в себе Творца, не может нести в себе Свет. Однако, хотя мы и говорим, что с точки зрения жанра не могут быть откинуты никакие фотографии, но в любом жанре есть вещи, которые недопустимы Православием. Прежде всего, это те фотографии, которые несут разрушительные эмоции, вызывают агрессию, вызывают какие-то низменные чувства…

Т.е., отбор снимков осуществляется по тому, что ощущает человек, когда на них смотрит?

И да и нет. На то, что мы называем «православная фотография», другой посмотрит и скажет: «Ничего православного здесь нет». И это его право. Но точно так же наше право сказать обратное. Есть старый, еще святыми отцами рассмотренный богословский вопрос: «Брать или не брать эллинскую философию? Книги, сказки, брать или не брать в христианскую культуру?» Этот вопрос давно решен. Все лучшее, что есть в мире, наполнено Богом, и поэтому не может быть вне Церкви. Несомненно, любой образ, даже икону, можно своим нечистым взглядом, своими комментариями опошлить. Так что, если критерием брать взгляд, вряд ли это будет правильно. Рамка «православная фотография» – это вектор, это область, это пространство. Мы помещаем нечто и говорим: «Это – православная фотография». И говорим, что в этой фотографии мы ищем Бога. Нашли – не нашли, удачно – не удачно, но сам факт, что автор поместил её в эту рамку, говорит о намерении человека свидетельствовать Свет, Мир, Красоту, Православие этому миру.

С этой позиции, если говорить о фотографах, которые снимают fashion-фотографию, рекламную фотографию, обнажённую натуру: может ли у них быть православная фотография?

Может. Они в каком-то определенном состоянии могут увидеть какой-то момент. Часть из их творчества нам не подходит, а часть – подходит, при условии, что этот человек готов поместить эту фотографию, он идентифицирует себя с православной фотографией. Это то же самое, что судить Пушкина, Достоевского. У Пушкина есть «Гаврилиада», которая очень фривольна и оскорбительна, по отношению к Божией Матери, непорочному зачатию и прочие вещи. Конечно, ему было 14 лет, и еще он ли написал или не он – не ясно. Но даже, если он, то он же написал «Пророка», «Медного всадника», «Бориса Годунова» – вещи, которые несомненно ознаменованы печатью Божьего присутствия. Поэтому, Пушкин православный писатель или нет? Вот точно так же мы возьмем любого великого фотографа.

Как любая личность, человек сложен, и в нем есть не только злые проявления, исчадия зла, но наверняка есть и светлые моменты в жизни, и ощущения того, что жизнь проходит даром, и размышления о смерти. Даже в Евангелии закреплено то, что люди, например первосвященник Каиафа, пророчествовали о Христе, помимо того, что они не хотели этого. Или, например, свидетельство Пилата: «Се, Человек». Здесь невольно человек пророчествует, являет Христа людям. Даже противник Христа, даже тот, который ненавидит Христа, и то у него невольно есть пророчества о Христе и свидетельство о Свете. Великий художник не может не свидетельствовать об Истине, даже если он с ней не согласен, даже если он ее не принимает и не разделяет. Хотя на самом деле это – условие существования искусства. Когда человек пишет стих или картину, он осознает только десятую часть того, что он сделал, того значения, которое лежит в нем. Особенно это касается фотографии. Когда фотографируешь, ты даже не понимаешь, что произошло. А когда оно проявляется и живет своей жизнью, то видишь, как много заложено в этом. Только смотри глазами любви, глазами Бога, глазами истины, глазами Света, и тогда ты увидишь. А проект «Православная фотография» – это как раз заявка, мы пытаемся видеть Бога, и предлагаем это делать другим. Посмотрите нашими глазами, вставьте свои фотографии в нашу рамку, и вы увидите, как они преобразятся, как они зазвучат по-другому, что в них можно увидеть совсем не то, что предполагал автор, когда снимал.

Батюшка, какова география сайта?

Очень важный момент, что сайт существует в двуязычном варианте. Это принципиальный момент, благодаря которому намного шире круг людей, которые к нам заходят. Хотя конечно, изначально он ориентирован на Россию, Украину и страны бывшего СССР, Сербию, как носителей Православия. Но тем не менее мы прекрасно понимаем, что есть интерес к Православию во всем мире. Об этом говорит и география посещаемости. Сайт посещают пользователи из России, Украины, США, Германии, Польши и других стран.

Среди выставленных работ можно увидеть и работы именитых мастеров: Г.Колосова, А.Чежина, Л.Ивановой, и фото совсем неизвестных авторов. Соответственно, уровень этих работ очень разный. Это что: дань демократии или позиция?

Для чего мы вместе ставим этих людей, которые заведомо явно не тянут, на фоне именитых мастеров? Для того, чтобы те люди, которые выставлены рядом с мастерами, тянулись к ним. Это как бы на вырост. Мы делаем это с воспитательной целью, чтобы они посмотрели на тех, кто выставлен рядом. Даем возможность прикоснуться к настоящему искусству.

Как Вы думаете, насколько необходимо православной общине именно сейчас заниматься таким проектом, как «Православное фото», в то время, когда не хватает средств, сил, времени, на самое необходимое – на строительство храма, дела милосердия…

Есть такое понятие, как призвание. Одного призвали пахать, другого призвали лечить, третьего призвали рисовать картины, а четвертого призвали фотографировать. И все это во время войны, во время голода, во время бомбежки. Это не есть разговор: своевременно это или не своевременно. Форма такой культуры как фотография существует, и всегда будут люди, которые в этой форме существования будут находить себя. Дать этим людям проявить себя – это не зависит ни от времени, ни от денег, ни от чего. Для меня, для людей, которые этим занимаются, это есть форма миссии, это есть форма служения Богу. Есть тысячи форм, и это тоже проповедь. А проповедь настоящая будет когда? Когда ты вложишь во что-то душу, тогда это и тронет других. Если то, что говорит человек, не интересно ему самому, то его слова никогда не тронут других. А если это – твое, то именно через это ты и тронешь других людей. Ты призван именно к такой форме служения. Помимо того, что наш проект влияет на конкретного человека, он приносит еще и практическую пользу, в том смысле, что многие СМИ пользуются этими фотографиями. Как Господь бесконечен в своем проявлении миру, так бесконечны формы служения Богу и благодарения Ему. Ведь смешно же сказать, что учитель лучше врача. Поэтому единственное оправдание: для Бога это или нет, дает это отклик в сердцах или нет. По поводу сайта можно однозначно сказать: да, дает. Откройте гостевую книгу, есть обратная реакция, в душах очень многих людей этого не хватает. И поэтому наш труд не бесполезен, наш труд востребован, более того, мы еще мало занимаемся этим, мало против той потребности, которая существует. И в такой форме проповеди, и здесь мы должны Православие представить точно так, как и во всех остальных местах.

Екатерина Громовая