Подошел к концу Великий Пост – началась Страстная Седмица. “Что это за время такое?” – спросишь ты. “И почему мы все еще постимся, если Пост уже закончился? И почему такие долгие и ни на какие другие не похожие службы? И почему все особенное, не как всегда, и даже кажется, что небо плачет, и вся природа словно скорбит?”
Страстная Седмица – это действительно особое время, в которое мы вспоминаем и вновь переживаем события, происходившие в последнюю неделю жизни нашего Спасителя.
…Господь приближается к Иерусалиму. Но впереди Него летит весть о Нем и о том, что Он воскресил Лазаря. Люди, которые так давно ожидали Мессию, выходят Ему навстречу, приветствуют Его и прославляют: “Благословен Грядущий во имя Господне! …осанна в вышних!” (Евангелие от Марка 11 глава, 9-10 стихи).
Давай посмотрим на это событие с двух сторон. Первая заключается в том, что Христос достиг всего, люди прославляют Его и принимают как Мессию. Он известен всем, Он пользуется авторитетом. Казалось бы, ничто не предвещает того, что через несколько дней эти же люди будут кричать: “Распни, распни Его!”
Но есть и другая сторона. Среди общего ликования только Господь скорбит и печалится. Он один знает о будущем и говорит ученикам: “…вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет” (Евангелие от Марка 10 глава, 33-34 стихи). Господь идет на Свою добровольную смерть, хотя внешне ничто еще не предвещает этого. Но с каждым днем все ближе Голгофа. И Господь спешит сказать Своим ученикам все, что еще не сказал. Войдя в Иерусалим, Спаситель идет в храм и изгоняет оттуда торгующих.
Почему? Как ты уже знаешь, в ветхозаветном храме в жертву приносили животных, причем только самых лучших. Найти животное без изъяна нелегко. Вот и начали богатые иудеи-купцы зарабатывать на том, что продавали таких животных. А для удобства делали это на территории храма. Только представь себе, как выглядел храм, когда в нем гулили тысячи птиц, блеяли и мычали овцы и тельцы. При этом были слышны крики купцов, которые торговались с покупателями.
Конечно же, Господь сказал: “Дом Мой домом молитвы да наречется” (Евангелие от Марка 11 глава, 17 стих). И выгнал торговцев из храма.
Наступила Среда. В этот день Иуда Искариотский пошел к первосвященникам и предал Спасителя.
Он продал Его за 30 серебряников – цену, которую давали за раба! Господа нашего и Бога оценили не дороже раба! Это событие мы с тобой еще вспомним.
И вот Великий Четверг.
Что же особенного произошло в этот день? “Конечно, Тайная Вечеря, – вспомнишь ты, – установление Таинства Евхаристии”. Все верно. Что же происходило на ней?
Собрался Господь с ближайшими учениками тайно вкушать Пасху. Мало времени осталось провести им со своим Учителем: близки уже арест и распятие. О чем же говорят апостолы? Апостолы спорят о старшинстве.
Как ты знаешь, Иудея – жаркая страна, и люди там носят не сапоги, не ботинки, а сандалии. Понятно, что после улицы ноги пылились. Потому было принято, когда человек приходил в дом, омывать ему ноги. Делал это всегда самый младший.
Спорят апостолы, кто же из них младший, кто встанет и омоет всем ноги. Пока они спорят, поднимается Спаситель, снимает верхнюю одежду, подпоясывается полотенцем, берет таз, кувшин с водой и омывает всем ученикам ноги. Онемели ученики, а самый горячий – Петр – вскричал: “Не умоешь ног моих вовек” (Евангелие от Иоанна 13 глава, 8 стих).
Так он думал проявить свое смирение. Но Господь останавливает его: ведь истинное смирение – в послушании. Запомни это. Иногда может показаться, что сейчас ты поступаешь правильно, по-христиански, смиренно, то есть хочешь, чтобы все было хорошо, а в результате оказывается совсем не так. Ведь гораздо проще совершать подвиги по своей воле, но намного трудней просто вымыть посуду по просьбе мамы.
После омовения Спаситель сказал: “Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу” (Евангелие от Иоанна 13 глава, 13-14 стихи).
Спроси себя, а ты всегда поступаешь так, как заповедовал Господь?
Подходит к концу Вечеря. И Господь берет Хлеб, преломляет и говорит: “…сие есть Тело Мое…” (Евангелие от Матфея 26 глава, 26 стих). Берет чашу с вином, благословляет и говорит: “…сие есть Кровь Моя Нового Завета…” (Евангелие от Матфея 26 глава, 28 стих). Свершилась Евхаристия.
Посмотри, как милостив Господь. Он причащает даже предателя – Иуду, до последнего момента стараясь привести его к покаянию. Но Иуда причащается Тела и Крови и уходит от Учителя навсегда. Поэтому Церковь постоянно напоминает нам о том, что причаститься можно и в осуждение, как Иуда. Об этом говорится в молитве, которую всегда читает священник перед Причастием и которую поют на Литургии в Великий Четверг вместо обычного запричастного стиха: “Тело Христово примите, Источника бессмертного вкусите”.
Тем временем Спаситель вместе с учениками выходит из горницы и направляется в Гефсиманский сад. Он берет с Собой любимых учеников, просит их бодрствовать, а Сам уединяется для молитвы.
Моление о Чаше – так называем мы эту молитву: “Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты” (Евангелие от Матфея 26 глава, 39 стих). Спят любимые ученики, одинок Господь. Не спят Иуда, замышляющий убийство синедрион и стражники, идущие арестовать Спасителя. Приблизился предатель с вооруженными людьми:
– Радуйся, Учитель! – говорит Иуда, целуя Учителя.
– Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого? – спрашивает Спаситель (Евангелие от Луки 22 глава, 48 стих).
Схвачен Господь как разбойник и вор. Шумит синедрион, собранный тайно, ночью, для суда над Господом. Ищут свидетелей на Христа, но не находят.
По иудейским законам, если человек лжесвидетельствовал и был в этом уличен, то его наказывали той карой, которая ожидала того, кого он оболгал. А Христа обвиняли в богохульстве, за которое полагалась смерть на кресте. Вот и не находили свидетеля.
“И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных”(Евангелие от Матфея 26 глава, 63-64 стихи). И вскричал первосвященник, что это богохульство и что повинен Он смерти. После этого все начали оскорблять Его и плевать на Него, и били Царя царствующих и Господа господствующих…
А в это время апостол Петр во дворе вместе со слугами грелся у костра. Несколько часов назад он сказал Христу, что последует за Ним даже на смерть. И в Гефсиманском саду он бросился защищать Учителя, готовый исполнить свое обещание, отдать свою жизнь за Того, Кого любит. А теперь он последовал за Ним во двор первосвященника, рискуя быть пойманным в любой момент, но не желая оставить Учителя. К костру подходит рабыня и говорит Петру: “И ты был среди Его учеников”. Он же сказал: “Не знаю я Человека сего”. Отрекся. Предал Учителя. И так трижды. Запел петух третий раз, и обернулся Христос, когда Его вели в тюрьму через двор. Заплакал Петр.
И плакал он каждый раз, когда утром слышал пение петуха. Плакал, несмотря на то, что Господь простил его и восстановил в апостольском достоинстве, когда после Воскресения трижды спрашивал его: “Симоне Ионин, любишь ли ты Меня?” А Петр с покаянной скорбью отвечал: “Господи, Ты знаешь, как я люблю Тебя”.
Вспомним об Иуде. Апостол Петр и Иуда совершили один и тот же грех: они предали Спасителя. Но один всю свою жизнь каялся в своем грехе и был первоверховным апостолом, а второй пошел и совершил еще один грех: повесился. Почему же так?
Дело в том, что Петр видел в Христе Бога, Который есть Любовь и Милосердие. Осознание своего греха привело его к смирению и покаянию. Он смирился и сказал: “Прости”. Иуда же, осознав свое предательство, не смог в своей гордыне попросить прощения. Он, который сам не прощал никому, не мог поверить, что Господь может простить его. Этим он совершил еще один грех: похулил Бога, не поверив в то, что ни один грех не может быть больше любви Божией к человеку.
К сожалению, бывает, что и мы поступаем не как Петр, а как Иуда. И не только, когда не говорим на Исповеди всех своих грехов из-за какого-то ложного стыда или других надуманных причин. Но и тогда, когда не признаемся родителям в каком-то проступке. А ведь этим мы проявляем свое сомнение в их любви и прощении, а значит, мы не доверяем им.
Ведут Спасителя к прокуратору Иудеи – Понтию Пилату.
Помнишь разговор Христа с ним об Истине? Пилат спрашивал “Что есть истина?” у Самой Истины!
Шумел Иерусалим, кричала толпа: “Распни, распни Его. Отпусти нам Варраву”. Варрава же был разбойником. А кричала все та же толпа, что лишь пять дней назад встречала Его словами: “Благословен Грядый во имя Господне!”
Почему же люди так изменились? Откуда такие крайности? То любовь и признание, то ненависть и осуждение на смерть.
Первая причина в том, что человек по природе своей непостоянен. Сегодня – один, а завтра – другой. Понаблюдай за собой. Разве не бывает так, что ты просыпаешься в хорошем настроении и все вокруг кажутся тебе хорошими и добрыми. Но к вечеру, когда ты устанешь, набегавшись за день, твое настроение портится. Ты можешь даже нагрубить маме на ее просьбу убрать за собой или соврать о том, какой у тебя был “тяжелый день” и как ты “ужасно устал”.
А как часто у тебя меняется настроение и твое отношение к другим людям? Постоянен только Бог. Но и мы сможем быть постоянными в добре, если соединимся с Ним.
Есть еще одна причина – разочарование. Иудеи разочаровались во Христе. Они ждали лишь земного царя и не смогли понять слов Христа: “Царство Мое не от мира сего есть”.
“Распни Его!” – кричали люди. Пилат же, испугавшись толпы, умыл руки, сказав, что кровь Человека этого будет на них и их детях.
А дальше был путь на Голгофу. Христос нес Свой Крест, на голове Его был терновый венец, а рядом – только равнодушные ко всему происходящему римские солдаты, отгонявшие Матерь Божью и еще нескольких женщин, отважившихся идти за Ним и желавших хоть издалека видеть Его последние минуты. Голгофа. Три креста. Среди двух разбойников – не совершивший ни одного греха Господь.
Смерть на кресте была самой унизительной и тяжелой в Римской империи. На кресте распинали рабов и политических преступников. Господь освятил Своей смертью это орудие казни, сделав его орудием победы.
Как человек Он страдал на кресте и сказал: “Жажду”. Но как Бог молился за Своих убийц. Как человек Он воскликнул: “Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты оставил Меня?” И как Бог сказал покаявшемуся разбойнику: “Сегодня будешь со Мною в раю”.
В смерти Спасителя есть великая тайна, которую не объяснить никакими словами и которую не понять умом.
Она может открываться лишь чистому и любящему Бога сердцу. Она может открыться и тебе, если ты будешь смотреть на Крест Христов не взглядом равнодушных воинов-язычников и не как обезумевшие от своей ненависти к Спасителю иудеи. А как покаявшийся разбойник, который в Умирающем на кресте Человеке увидел Всесильного Бога – Творца Вселенной, Бога, Который есть Любовь. Постарайся очистить Исповедью свое сердце и тогда ты, как обещал нам Спаситель в Своей Нагорной проповеди, увидишь Бога.
Умер Спаситель. И земля поколебалась, и церковная завеса в храме Иерусалимском разорвалась. Даже природа не могла видеть смерти Христа! Камни сокрушались, а человеческие сердца тверже камня, их не трогает смерть Бога. Но не всех.
Вечером пришли к Пилату Иосиф из Аримофея и Никодим просить Тело Христа, чтобы похоронить Его по иудейскому обычаю. Они были тайными учениками Спасителя.
За такой поступок их могли если не убить, то лишить имущества и положения в обществе. И, казалось бы, зачем рисковать, ведь Учитель умер. Но они любили Его и хотели хоть что-то сделать для Него, пусть и Умершего. Ведь любовь не рассуждает о земном и не боится опасностей.
Они взяли Его Тело и, спешно обвив плащаницей, положили во гроб, потому что приближалась суббота – день, в который по ветхозаветному закону нельзя было хоронить. Но первосвященники не успокаивались в своей злобе. Они попросили у Пилата стражников, чтобы охранять гроб Христа, обвиняя учеников в желании украсть Его Тело. Откуда им было знать, что благодаря этому появится свидетельство истинности Христова Воскресения?
Наступила Суббота – день покоя. День скорби учеников, оплакивавших Христа.
Сейчас мы даже и представить себе не можем, какой была их скорбь. Ведь мы знаем, что уже завтра ворвется в сердце вместе с радостным звоном колоколов весть: “Христос Воскресе!” А они не знали. Есть у нас еще и другое утешение: в субботний день происходит удивительное чудо – схождение благодатного огня на гроб Господень. Это чудо происходит ежегодно вот уже много столетий. Каждый год в Иерусалиме сходит на гроб Господень благодатный огонь, в помещение, где в это время не горит ни одной свечи. Этот огонь не обжигает, он появляется в воздухе, словно ниоткуда. Но все знают – это действие благодати Бога,Который дарит нашей слабой вере такое подтверждение Своей силы, Своего Воскресения.
Рано утром, в Воскресенье, в первый день недели, шли жены-мироносицы ко гробу Спасителя. Разбежались Его ученики, спрятались из-за страха перед иудеями. И только они, слабые женщины, нашли в своей любви силы, преодолев страх, пойти ко гробу Учителя, отдать Ему последний долг, умастив Его Тело благовониями по иудейскому обычаю. За эту самоотверженную любовь им первым явился Спаситель после Своего Воскресения.
И с тех пор передается из уст в уста благая весть:
– “Христос воскресе, радость моя!”
– “Воистину воскресе!”
Александра Хайрулина