Православное понимание духовности

Вопрос о духовности – это вопрос о том окончательном и высшем смысле жизни, который каждый человек должен бы был искать. В настоящее время о духовности говорят все религии, различные оккультные и мистические направления, о духовности говорит секулярная мысль. Перед лицом этого многообразия важно выявить, какова же правильная духовность, а какова ложная.

Понятие о духовности для религиозного человека определяется понятием о том Боге, в которого он верует. Если исходить из того образа Бога, который дает нам Евангелие, то мы можем составить понятие о христианской духовности. Для этого особое внимание нужно обратить на тех, кто своим личным жизненным подвигом осуществил эту духовность и указал на признаки, которые ее характеризуют. Речь идет о святоотеческом наследии с первых лет христианства до нашего века. Поэтому данная работа построена на основании святоотеческого предания.

Первое и особенно важное: если Бог есть Дух, и именно Он таковым является в исключительном смысле, следовательно духовностью мы называем только такое состояние человека, которое соответствует Богу. Какие же свойства открывает нам Бог, и делает их доступными для нашего ведения и созерцания. Христос есть образ Отца, Он есть воплощенный Бог. Следовательно в нем мы и видим образ, доступный для нашего опыта и лицезрения.

Главными свойствами, явленными Богом во Христе являются потрясающая любовь и величайшее смирение. Любовь, до крайней степени «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.» (Ин. 3;16) «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2; 7,8)

Бог до такой степени любит свое творение, что нисходит до предела всякого мыслимого снисхождения. В этом же акте любви нами познается второе свойство Божие смирение. Бог не просто нисходит, но спасает человека через позор и унижение крестной смерти, которой подвергались самые страшные преступники. Поэтому неслучайно ап. Павел говорит «а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1:23) В этих словах сама суть христианства, идея такой любви и смирения — сама его специфика, чего нет ни в одной религии мира. И для многих до сего дня является соблазном. Итак, это двухсоставное свойство (смирение в любви) и является основополагающим в духовности с христианской точки зрения.

Христос с призыва к покаянию начал свою проповедь, и именно с покаяния начинается духовная жизнь человека. Этот путь приводит человека к Христу через подвиг борьбы со своими страстями.

Что такое покаяние? Это то чувство, которое появляется во мне, когда я начинаю свою жизнь сравнивать с жизнью Христа и тех верных его последователей, которых мы называем святыми. Я начинаю осознавать, что я не тот, каким я призван быть, и это осознание соединено со стремлением исправить свою жизнь. Истинное покаяние неразрывно связано с ненавистью к греху. В нас есть зародыш этой праведной ненависти, ведь мы же ненавидим грех в других людях, правда, часто эта ненависть распространяется на человека, а не на грех.

Покаяние – начало духовной жизни. Из покаяния как из семени вырастает смирение. Христос научает человека истинной любви и подлинному смирению. Для современного человека смирение – это или нечто совсем непонятное, или что-то связанное с самоунижением. Поэтому нужно пояснить, что мы подразумеваем под смирением, кода говорим о нем, как об основополагающем свойстве духовности. Смирение – это не самоунижение, не вялая, блеклая безжизненность. Настоящее смирение это активная жизненная позиция и состоит она в видении самого себя, в познании, кто есть я на самом деле, в видении поврежденной грехом нашей человеческой природы. Чтобы осознать Христа своим спасителем мне нужно увидеть, от чего Христос пришел меня спасти. К этой цели направлена вся практика христианской аскезы и подвига. Тщательное исполнение заповедей приводит человека к осознанию того, что без помощи Божьей не одну из них он не может исполнить как должно. Без смирения все добродетели могут быть напрасными и привести человека к гибельному состоянию гордыни и превозношения над ближним. К сожалению истории известны многочисленные примеры фарисейского лицемерия, рождающейся от внешней показной праведности.

Где нет смирения – истинного познания своей духовной нищеты, там не может быть и истинной любви к ближнему. Истинная любовь – жертвенная, но жертва возможна лишь тогда, когда я осознаю, кто есть я сам. Очень хорошим примером может стать больница, где один больной не осуждает другого, но сочувствует ему. То же самое в духовном мире. Если мы увидим, насколько мы сами духовно больны, то тогда мы с сочувствием отнесемся и к другому человеку. Мы не будем его осуждать, а возлюбим в нем образ Божий, пусть и омраченный страстями и мерзостями, ибо будем и в себе видеть свои страсти и мерзости. Православие говорит, что без познания самого себя невозможна истинная любовь.

Любовь… За этим словом могут скрываться разные состояния. Какие – это зависит от мировоззрения человека, от меры чистоты его сердца, от личного жизненного подвига. Главным признаком настоящей любви является жертвенность. Научиться любить не так просто. Этому противятся в нас наши страсти – эгоизм, себялюбие и гордыня, замыкающие наше сердце в тесный круг заботы только о самом себе. Даже в других людях мы часто больше любим самих себя.

Если мы не жертвуем собой ради других в своей повседневной жизни, наша любовь умирает. Когда мы стремимся к своему собственному счастью, тогда счастья мы не достигаем, душа наша остается пустой и холодной. Хотя бы мы и испытали все земные наслаждения, все равно мы будем чувствовать неудовлетворенность и тоску.

Можно услышать, что признаком духовности человека будут сильный ум, развитое эстетическое чувство, широкие познания, прекрасное воспитание, культура, умение хорошо одеваться, знание философии, искусства и т.д.

Православие говорит: ничего подобного. Все эти качества сами по себе ничего не значат без любви и смирения. Как пища без соли пресна, так без любви всякая добродетель теряет свое значение. Об этом прекрасно сказано в замечательном перифразе знаменитого «Гимна любви» ап. Павла:

обязанностьбез любви делает человека раздражительным
ответственностьбез любви делает человека бесцеремонным
справедливостьбез любви делает человек жестоким
правдабез любви делает человека критиком
воспитаниебез любви делает человека двуликим
умбез любви делает человека хитрым
приветливостьбез любви делает человека лицемерным
компетентностьбез любви делает человека неуступчивым
властьбез любви делает человека тираном
верабез любви делает человека фанатиком
честьбез любви делает человека высокомерным
богатствобез любви делает человека жадным

Когда любовь оскудевает, умножается зло и беззаконие. Расплатой за идеологию потребительства, за культ материального преуспеяния, за без¬духовность и утрату подлинных идеалов является бегство многих наших современников в царство алкогольных и наркотических иллюзий потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Христианская любовь активно проявляет себя в социальной деятельности. Свой долг Церковь видит в свидетельствовании перед обществом о подлинной духовности и твердых нравственных идеалах.

В оказании пастырской помощи тем, кто оказался в плену у собственных страстей и в сетях различных сект и лжеучений. В воспитании молодежи на основании евангельских заповедей, в посильной заботе о тех, кто оказался беспомощным в жестких современных условиях. Для этого у нас в Донецкой епархии восстанавливаются храмы, где регулярно совершаются богослужения, создаются воскресные школы для детей и взрослых, ежемесячно выпускаются взрослый и детский журналы, газета, действует интернет-сайт (http://www.ortodox.donbass.com).

Для развития духовно-просветительской деятельности созданы духовные центры в Донецке и Красноармейске, которые занимаются работой с детьми и молодежью. В Донецке существуют: студенческо-преподавальское общество «Пересвет» при национальном университете, православная гостиная «Свет Радонежа» в ДК им. октябрьской революции, несколько православных библиотек. В епархии также осуществляется работа в тюрьмах, детских домах, больницах и среди военнослужащих. Уже существует храм в исправительной колонии строгого режима г. Кировска, молитвенные комнаты в нескольких других тюрьмах. Действуют храмы при больницах Калинина, ОЦКБ, областном наркодиспансере, часовни во многих других больницах, родильных домах и домах престарелых. Создана богадельня для бесприютных стариков при монастыре в с.Никольское. Проповедь ведется не только в храмах, выходят в эфир передачи духовного содержания на телеканалах КРТ, 27, Регион, по донецкому городскому радио. Вся эта деятельность направлена к тому, чтобы помочь людям вернуться к своим духовным корням. Наша история свидетельствует, что благодаря православной вере мы смогли пережить все испытания, войны, преодолеть междоусобицы. Мы уверены, что в нынешний нелегкий период возрождение и выздоровление общества возможно лишь на началах подлинной духовности, которой со времен князя Владимира жил наш народ и от которой был искусственно отторгнут в последнем столетии. Возрождение духовности начинается с личности. Преп. Серафим Саровский обращался к духовным чадам «Радость моя, стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Каждый из нас может внести весомый вклад в духовное оздоровление общества только в том случае, если в себе воспитает истинную духовность, в чем да поможет нам премилосердый Господь.

Игумен Митрофан (Никитин)