Вопрос о духовности – это вопрос о том окончательном и высшем смысле жизни, который каждый человек должен бы был искать. В настоящее время о духовности говорят все религии, различные оккультные и мистические направления, о духовности говорит секулярная мысль. Перед лицом этого многообразия важно выявить, какова же правильная духовность, а какова ложная.
Понятие о духовности для религиозного человека определяется понятием о том Боге, в которого он верует. Если исходить из того образа Бога, который дает нам Евангелие, то мы можем составить понятие о христианской духовности. Для этого особое внимание нужно обратить на тех, кто своим личным жизненным подвигом осуществил эту духовность и указал на признаки, которые ее характеризуют. Речь идет о святоотеческом наследии с первых лет христианства до нашего века. Поэтому данная работа построена на основании святоотеческого предания.
Первое и особенно важное: если Бог есть Дух, и именно Он таковым является в исключительном смысле, следовательно духовностью мы называем только такое состояние человека, которое соответствует Богу. Какие же свойства открывает нам Бог, и делает их доступными для нашего ведения и созерцания. Христос есть образ Отца, Он есть воплощенный Бог. Следовательно в нем мы и видим образ, доступный для нашего опыта и лицезрения.
Главными свойствами, явленными Богом во Христе являются потрясающая любовь и величайшее смирение. Любовь, до крайней степени «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.» (Ин. 3;16) «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2; 7,8)
Бог до такой степени любит свое творение, что нисходит до предела всякого мыслимого снисхождения. В этом же акте любви нами познается второе свойство Божие смирение. Бог не просто нисходит, но спасает человека через позор и унижение крестной смерти, которой подвергались самые страшные преступники. Поэтому неслучайно ап. Павел говорит «а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1:23) В этих словах сама суть христианства, идея такой любви и смирения — сама его специфика, чего нет ни в одной религии мира. И для многих до сего дня является соблазном. Итак, это двухсоставное свойство (смирение в любви) и является основополагающим в духовности с христианской точки зрения.
Христос с призыва к покаянию начал свою проповедь, и именно с покаяния начинается духовная жизнь человека. Этот путь приводит человека к Христу через подвиг борьбы со своими страстями.
Что такое покаяние? Это то чувство, которое появляется во мне, когда я начинаю свою жизнь сравнивать с жизнью Христа и тех верных его последователей, которых мы называем святыми. Я начинаю осознавать, что я не тот, каким я призван быть, и это осознание соединено со стремлением исправить свою жизнь. Истинное покаяние неразрывно связано с ненавистью к греху. В нас есть зародыш этой праведной ненависти, ведь мы же ненавидим грех в других людях, правда, часто эта ненависть распространяется на человека, а не на грех.
Покаяние – начало духовной жизни. Из покаяния как из семени вырастает смирение. Христос научает человека истинной любви и подлинному смирению. Для современного человека смирение – это или нечто совсем непонятное, или что-то связанное с самоунижением. Поэтому нужно пояснить, что мы подразумеваем под смирением, кода говорим о нем, как об основополагающем свойстве духовности. Смирение – это не самоунижение, не вялая, блеклая безжизненность. Настоящее смирение это активная жизненная позиция и состоит она в видении самого себя, в познании, кто есть я на самом деле, в видении поврежденной грехом нашей человеческой природы. Чтобы осознать Христа своим спасителем мне нужно увидеть, от чего Христос пришел меня спасти. К этой цели направлена вся практика христианской аскезы и подвига. Тщательное исполнение заповедей приводит человека к осознанию того, что без помощи Божьей не одну из них он не может исполнить как должно. Без смирения все добродетели могут быть напрасными и привести человека к гибельному состоянию гордыни и превозношения над ближним. К сожалению истории известны многочисленные примеры фарисейского лицемерия, рождающейся от внешней показной праведности.
Где нет смирения – истинного познания своей духовной нищеты, там не может быть и истинной любви к ближнему. Истинная любовь – жертвенная, но жертва возможна лишь тогда, когда я осознаю, кто есть я сам. Очень хорошим примером может стать больница, где один больной не осуждает другого, но сочувствует ему. То же самое в духовном мире. Если мы увидим, насколько мы сами духовно больны, то тогда мы с сочувствием отнесемся и к другому человеку. Мы не будем его осуждать, а возлюбим в нем образ Божий, пусть и омраченный страстями и мерзостями, ибо будем и в себе видеть свои страсти и мерзости. Православие говорит, что без познания самого себя невозможна истинная любовь.
Любовь… За этим словом могут скрываться разные состояния. Какие – это зависит от мировоззрения человека, от меры чистоты его сердца, от личного жизненного подвига. Главным признаком настоящей любви является жертвенность. Научиться любить не так просто. Этому противятся в нас наши страсти – эгоизм, себялюбие и гордыня, замыкающие наше сердце в тесный круг заботы только о самом себе. Даже в других людях мы часто больше любим самих себя.
Если мы не жертвуем собой ради других в своей повседневной жизни, наша любовь умирает. Когда мы стремимся к своему собственному счастью, тогда счастья мы не достигаем, душа наша остается пустой и холодной. Хотя бы мы и испытали все земные наслаждения, все равно мы будем чувствовать неудовлетворенность и тоску.
Можно услышать, что признаком духовности человека будут сильный ум, развитое эстетическое чувство, широкие познания, прекрасное воспитание, культура, умение хорошо одеваться, знание философии, искусства и т.д.
Православие говорит: ничего подобного. Все эти качества сами по себе ничего не значат без любви и смирения. Как пища без соли пресна, так без любви всякая добродетель теряет свое значение. Об этом прекрасно сказано в замечательном перифразе знаменитого «Гимна любви» ап. Павла:
обязанность | без любви делает человека раздражительным |
ответственность | без любви делает человека бесцеремонным |
справедливость | без любви делает человек жестоким |
правда | без любви делает человека критиком |
воспитание | без любви делает человека двуликим |
ум | без любви делает человека хитрым |
приветливость | без любви делает человека лицемерным |
компетентность | без любви делает человека неуступчивым |
власть | без любви делает человека тираном |
вера | без любви делает человека фанатиком |
честь | без любви делает человека высокомерным |
богатство | без любви делает человека жадным |
Когда любовь оскудевает, умножается зло и беззаконие. Расплатой за идеологию потребительства, за культ материального преуспеяния, за без¬духовность и утрату подлинных идеалов является бегство многих наших современников в царство алкогольных и наркотических иллюзий потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Христианская любовь активно проявляет себя в социальной деятельности. Свой долг Церковь видит в свидетельствовании перед обществом о подлинной духовности и твердых нравственных идеалах.
В оказании пастырской помощи тем, кто оказался в плену у собственных страстей и в сетях различных сект и лжеучений. В воспитании молодежи на основании евангельских заповедей, в посильной заботе о тех, кто оказался беспомощным в жестких современных условиях. Для этого у нас в Донецкой епархии восстанавливаются храмы, где регулярно совершаются богослужения, создаются воскресные школы для детей и взрослых, ежемесячно выпускаются взрослый и детский журналы, газета, действует интернет-сайт (http://www.ortodox.donbass.com).
Для развития духовно-просветительской деятельности созданы духовные центры в Донецке и Красноармейске, которые занимаются работой с детьми и молодежью. В Донецке существуют: студенческо-преподавальское общество «Пересвет» при национальном университете, православная гостиная «Свет Радонежа» в ДК им. октябрьской революции, несколько православных библиотек. В епархии также осуществляется работа в тюрьмах, детских домах, больницах и среди военнослужащих. Уже существует храм в исправительной колонии строгого режима г. Кировска, молитвенные комнаты в нескольких других тюрьмах. Действуют храмы при больницах Калинина, ОЦКБ, областном наркодиспансере, часовни во многих других больницах, родильных домах и домах престарелых. Создана богадельня для бесприютных стариков при монастыре в с.Никольское. Проповедь ведется не только в храмах, выходят в эфир передачи духовного содержания на телеканалах КРТ, 27, Регион, по донецкому городскому радио. Вся эта деятельность направлена к тому, чтобы помочь людям вернуться к своим духовным корням. Наша история свидетельствует, что благодаря православной вере мы смогли пережить все испытания, войны, преодолеть междоусобицы. Мы уверены, что в нынешний нелегкий период возрождение и выздоровление общества возможно лишь на началах подлинной духовности, которой со времен князя Владимира жил наш народ и от которой был искусственно отторгнут в последнем столетии. Возрождение духовности начинается с личности. Преп. Серафим Саровский обращался к духовным чадам «Радость моя, стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Каждый из нас может внести весомый вклад в духовное оздоровление общества только в том случае, если в себе воспитает истинную духовность, в чем да поможет нам премилосердый Господь.
Игумен Митрофан (Никитин)