Причины и возможные пути преодоления непонимания некоторыми богословами трезвенного движения в Русской Православной Церкви

Алкоголизация в странах, народы которых составляют паству Русской Православной Церкви, в последние годы достигла небывалого размаха. Эта катастрофическая ситуация не может оставить в стороне пастырей и верных чад Церкви, активно начавших возрождение православных обществ трезвения. Их деятельность приносит безусловную пользу и дает многим людям возможность стать на путь трезвой жизни. Казалось бы, такое начинание в то время, когда государство пустило алкогольный вопрос на самотек, нужно только лелеять и приветствовать, но все же довольно громко звучат внутри Церкви голоса, настороженно указывающие на якобы несоответствие целей и задач обществ трезвения учению Православной Церкви. (Яркий пример тому развернувшаяся на страницах Интернета полемика между проф. А.Л. Дворкиным, справедливо заметившим неправославные моменты в творчестве проф. В.Г. Жданова, и некоторыми православными трезвенниками, обвинившими первого профессора в пропаганде алкоголизма.

Возможно оба ученых перегнули палку, но все же их полемика, как и они сами, к деятельности нашего общества не имеет никого отношения.) Часто непонимание вызвано, прежде всего, нежеланием ознакомиться с объективной информацией о трезвении, но, отчасти и нашими ошибками, поспешными и недоказанными утверждениями, вроде того, что абсолютная трезвость, как полное воздержание от вина, было присуще древним христианам, что «вино» –это сок. Многих смущает сближение с некоторыми активистами светского трезвенного движения, деятельность которых действительно в некоторых моментах противоречит учению Церкви.

Противники трезвения правы в том, что в Библии нет учения об абсолютной трезвости, и попытки вывести из нее это только вызывают шквал справедливой критики и дискредитируют саму идею православного трезвенного движения.

На мой взгляд, идея современного трезвенного движения может быть построена на принципах, некоторые тезисы которых я попытаюсь высказать:

  • Необходимо различать богословское учение Церкви, незыблемое и неизменяемое во все времена, и формы ее внешнего существования в различных социальных средах, которые могут меняться. Например, формы церковно- государственных взаимоотношений. Они менялись от гонений до симфонии, и наоборот. К изменяемым формам жизни Церкви относятся и миссионерские методы. Апостол Павел, обращаясь к древним грекам, использовал цитаты древнегреческих философов, сегодня диакон Андрей Кураев в беседах с молодежью цитирует не Аристотеля и Платона, а Кинчева и Шевчука.
  • Позиция, занимаемая нами в отношении возможности или запрета на употребление спиртного, ни в коем случае не является вопросом догматическим, а является вопросом внешней формы духовной жизни православных христиан. Следовательно, решение этого вопроса лежит не в области Священного Писания, и даже не в сфере исторических исследований: «что и как пили древние христиане». Множество попыток изучить эти вопросы показали, что всегда было две точки зрения, одни святые писали, что изредка можно употреблять немного вина, не до опьянения, другие не рекомендовали это вовсе. Все зависело от обстановки и самого человека.
  • Занять твердую антиалкогольную позицию вынуждает нас не догматика и вероучение, а обстановка в сегодняшнем обществе, состояние современных людей, а также множество соблазнов, исходящих от нетрезвых членов Церкви.
  • В то же время у каждого христианина сохраняется свобода выбора в вопросе о возможности умеренного употребления вина, и никто не вправе входящего в Церковь человека принуждать еще и к этому подвигу, если он не готов его принять по своей воле.
  • Люди, чувствующие свою ответственность за миссию Церкви в обществе, не должны оставаться в стороне от вопроса трезвения, особенно священники, так как на нас направлены пристальные взгляды многих людей.
  • Не следует смешивать проповедь трезвения с любыми спорными политическими, медицинскими и другими теориями, популярными в среде светских трезвеннических обществ, не копировать их методы, а заняться изучением и возрождением положительного опыта работы православных обществ трезвения, имевших огромное влияние на общество в начале XX века.

Протоиерей Евгений Пейков, член Донбасского православного общества “Трезвение”