Настоятель Краматорского Свято-Покровского храма протоиерей Николай Кривошеев отметил 70-летие
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы, отмечаемый в воскресенье, 14 октября, для краматорского Свято-Покровского храма является престольным днем. В сентябре настоятель храма – протоиерей Николай Кривошеев, который служит здесь уже 36 лет, отметил 70-летие и был награжден орденом Иоанна Богослова II степени.
“Богомолец” не стал пионером




Сегодня отец Николай – духовник Краматорского благочиния, мудрый наставник не только прихожан, но и духовенства. Сорок четыре года он служит в священном сане. Его путь к Богу начинался с детства, несмотря на все препятствия со стороны советской государственной системы.
“Я родился в Часов Яре в 1942 году, во время войны, – рассказывает отец Николай. – Отца забрали на фронт, а мама с тремя детьми осталась на оккупированной территории. Отец был тяжело ранен, и в 1945 году скончался от ран. Нам жилось трудно, и если бы не вера в Бога и не участие в жизни церкви, было бы еще трудней.
В Часов Яре был домик, приспособленный под храм. Батюшка старался, чтобы его не называли домом, а говорили “церковь”. Ее я посещал сызмалу. С трех лет уже служил пономарем, а лет в семь решил, что буду священником”.
Мальчик из верующей семьи стал “белой вороной” в классе. Ему занижали оценки, унижали, заставляли снять крест. Мальчика не приняли в пионеры, так как “богомолец”, по словам учителей, красный галстук был не достоин носить. (“Господь миловал”, – говорит на это отец Николай. И добавляет: “А школу с Божией помощью я закончил”.)
Благословение давал святой
В конце 1940-х годов в Краматорске жил и служил архимандрит Варсонофий, позже причисленный к лику святых. Мама и бабушка Николая Кривошеева несколько раз привозили мальчика к батюшке в Краматорск.
Коля хотел взять благословение на то, чтобы стать священником. Отец Варсонофий вначале отговаривал от такого сложного пути, но, видя настойчивость мальчика и его горячее стремление служить Богу, его благословил.
“Шестьдесят лет назад я и предположить не мог, что пройдут годы, я стану священником, перееду в Краматорск и буду служить в том самом храме, что и отец Варсонофий, – говорит протоиерей Николай Кривошеев. – Но значит на это была воля Божья. Я и сегодня душой ощущаю поддержку отца Варсонофия, обращаюсь к нему с молитвой”.
В КГБ называли предателем и врагом народа
По окончании школы Николай подал документы в Одесскую духовную семинарию. Здесь он снова столкнулся с атеистической системой.
КГБ начал преследовать юношу, а представители власти, назвав молодого человека “врагом народа”, инициировали его выселение из Часов Яра. В итоге Николая отправили в армию.
Через два с половиной года службы Николай пришел на работу в токарный цех Чясовоярского механического завода. Работал старательно и даже стал победителем соцсоревнования. Но присвоить это звание ему не могли, так как парень по-прежнему не скрывал свою принадлежность к церкви.
Когда нужно было ехать в Одессу, его не хотели увольнять с завода. И лишь несчастный случай – парню прижало к станку левую руку – помог ему забрать документы с завода.
КГБ продолжал “воспитательные беседы”. Николая называли предателем, обещали устроить в любой светский вуз, лишь бы только он не поступал в семинарию. Но Николай был непреклонен. В итоге система отступила – и юноша поступил в семинарию. Закончил он ее в 1968 году на “отлично”.
Курс Нового Завета семинаристам читал иеромонах Владимир (Сабодан) – будущий Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины. Позже отец Николай несколько раз встречался с митрополитом Владимиром в Москве и в Киеве. В последний раз, когда Блаженнейший приезжал в Донецк, он узнал отца Николая и тепло пообщался с ним.
С матушкой – 45 лет вместе
В Одессе семинарист женился. Его супруга Ольга тоже была из верующей семьи. Она стала батюшке любящей женой и надежной опорой. Отец Николай и матушка Ольга идут по жизни вместе уже 45 лет.
Став священником, отец Николай начал служить в Ясиновке, недалеко от Макеевки. Там в семье Кривошеевых родились дети – сын и дочь. Когда они подросли, им было трудно ездить в город на учебу, и батюшка попросил перевести его в Краматорск. Так в 1976 году он вновь переступил порог Свято-Покровского храма, в который приезжал в детстве к отцу Варсонофию.
Матушка Ольга много лет управляла церковным хором. Сейчас в храме действует воскресная школа, куда ходят около 30 детей.
Несколько священников, сегодня служащих в Краматорске, делали свои первые шаги к Богу в Свято-Покровском храме под руководством отца Николая.
“Служим потихоньку, переносим болезни и скорби. Стараемся, чтобы дети, внуки посещали храм, – говорит отец Николай. – Благодать Духа Святого преподается и через иконы, и через Крест святой, и через нас, недостойных”.
Награда от Советского Союза
За долгие годы службы Церкви протоиерей Николай Кривошеев был удостоен высоких наград. Одна из них – медаль Советского Фонда мира. На благородную миссию – помощь нуждающимся странам в борьбе за мир – Церковь перечисляла деньги. Только лишь в 1989 году Свято-Покровский храм перечислил в Фонд мира 7000 рублей (в то время – стоимость легкового автомобиля), а в 1991 году верующие Старого города перечислили в фонд 11000 рублей.
Церковь оказывала помощь Красному Кресту, обществу охраны памятников и другим общественным организациям.
В 1986 году благодаря отцу Николаю были собраны деньги для помощи пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС, в 1989 году – пострадавшим в железнодорожной катастрофе в Башкирии. А сколько было добрых дел, не учтенных официальными документами…
“Хочется, чтобы храм наполнялся людьми, чтобы Господь посылал мир, добро и здравие всем. Человек идет в церковь и всю грязь несет в душе, а выходит оттуда одухотворенным. Вне Церкви нет спасения”, – рассказывает отец Николай. И эти слова он подтверждает своей жизнью.
Р. S. При подготовке статьи были использованы материалы книги Надежды Шляхтиченко “Свято-Покровская церковь”
Олег Кручинин