СЕТЕВОЙ МАРКЕТИНГ – СЛУЖЕНИЕ ЗОЛОТОМУ ТЕЛЬЦУ

“Знал бы, где упадешь – сенца бы подстелил”. Это просторечное выражение как нельзя лучше подходит к нашей духовной жизни. Если б заранее знал, где ошибешься и согрешишь, не делал бы этого. Но в том-то и состоит хитрость дьявола, которую он оттачивает не одно тысячелетие. Не всякий грех мы с нашим скудным духовным опытом можем сразу узнать. А выпутаться, попав в эту паутину, бывает очень сложно.

На многие вещи смотришь сквозь пальцы, пока они происходят где-то рядом, не имея к тебе прямого отношения. Таким было и мое отношение к сетевому маркетингу, пока на нас не открыли охоту.

ИСТОРИЯ ИЗ ЖИЗНИ

Начну по порядку. Пришел к нам недавно в гости старый друг, с которым не виделись несколько месяцев. Соскучился, в разговоре выяснилось, что пришел поделиться радостью. Он нашел стопроцентный способ стать миллионером. Стал счастливым винтиком многомиллионной корпорации “N”. Мы тогда не восприняли это всерьез. Но порошок купили. Только осадок остался неприятный от общения. Здорово изменился парень. Такой фанатичный восторг в глазах и все время повторял, что он теперь обязательно разбогатеет. Кстати, после этой встречи общаться на другие темы, кроме продукции компании “N” стало практически невозможно.

Следующее общение на эту тему можно смело назвать массированной атакой. На этот раз мы попались более опытному дельцу. Дело в том, что идеальной мишенью для вербовки являются молодые семьи со средним уровнем достатка. Особенно если они люди творческие, мечтающие о гибком рабочем графике. Схема обработки выглядела следующим образом.

Сначала он пришел к нам в гости. Мило пообщались. Похвалил ребенка, сделал комплимент нам.

Подчеркнул то, что в такой дружной семье построить бизнес в компании “N” – раз плюнуть. Потом была лекция, из которой стало ясно, что, занявшись этим бизнесом (особенно подчеркивалось, что это не распространение косметики, а распространение идеи, самосовершенствование), вступив в ряды этой славной компании, мы приобретаем неоценимые знания, которые помогут нам пересмотреть всю свою жизнь и заработать много денег. Ничего не нужно продавать.

Просто нужно делиться впечатлениями от продукции со своими друзьями и близкими. А основной доход поступает от завербованных тобою же партнеров.

Это называется “помогать им строить свой бизнес”. Картина вырисовалась такая яркая и красочная.

Мы уже видели себя в большом доме, с красивыми машинами, а на нас работали десятки завербованных распространителей, которых мы бережно опекали. При этом все острые углы были так искусно сглажены, что даже не сразу о них подумалось. Вопросы о том, каковы гарантии, сколько желательно вложить денег сразу и сколько уходит на обучающие семинары (естественно, платные), переводились в иное русло. Бизнес был в кармане, а в глазах стояли значки долларов.

Хорошо, что мы взяли пару дней на раздумье. А после взвесили, поостыли и отказались. Не захотели видеть в своих близких потенциальных клиентов. Очень дорожим нынешними работами… и еще букет прочих объяснений. Когда же мы сообщили вербовавшему нас человеку о своем решении, выяснилось, что наш ответ, в общем-то, ему и не нужен. Он стал настаивать на том, чтобы нарисовать какую-то схему, которая объяснит нам механизм работы. Когда же мы стали более категоричными – нам сообщили, что мы очевидно еще не доросли до этого и вообще не думаем о благополучии своих детей, что ради них нужно отказаться от любимой работы и заниматься бизнесом в компании “N”. Но нас все равно будут ждать.

Только вот видимость дружбы, общение семьями и совместные походы – все это как-то отпало.

ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ КОММЕРЧЕСКОГО КУЛЬТА*:

  • Чрезмерная необоснованная закрытость фирмы: фирма активно работает, но при этом старается быть “невидимой”; отсутствует открытая реклама продукции фирмы.
  • Жесткая градация персонала фирмы по уровням посвященности в объективную информацию о фирме и ее целях.
  • Наличие в фирме штата сотрудников, зарплату которым платят не за количество проданного продукта, а за количество “обученных”, то есть за количество вовлеченных, завербованных; обманная вербовка новых сотрудников.
  • Активная пропаганда культа личности основателя (руководителя) фирмы; провозглашение особой мудрости основателя и требование беспрекословного признания его власти и привилегий.
  • Сокрытие истинных целей: меркантильные цели скрываются за ширмой распространения методов похудания, приобщения к здоровью и прочих благих целей.
  • Сокрытие истинных последствий своей деятельности, при рекламе продукта фирмы активно используются ложь, недомолвки, иносказания; отрицание продавцами необходимости профессионального медицинского контроля за ходом “лечения” продуктом фирмы.

БИЗНЕС – МОТИВАЦИЯ ЖИЗНИ

Безусловно, в основе торговли лежит стремление заработать деньги, но то, что сребролюбие, тщеславие и гордыня целенаправленно взращиваются до неимоверных размеров в сетевом маркетинге, не может не вызвать тревогу и противление у Церкви. По поводу мотивации и морального поощрения: разработаны всевозможные квалификации вроде VIP продавец, VIP 2 карата, VIP 6 каратов, наконец, бриллиантовая команда лидеров или бриллиантовые директора. Есть даже ордена, например, орден “Бриллиантовое совершенство”. Особо продвинутым распространителям дают премии, бесплатные путевки, круизы, приглашают на бесплатные банкеты и конференции. Кстати, слово “бесплатные” довольно редко встречается в данных организациях.

Чаще всего ее же адепты, опьяненные стремлением перейти на следующий уровень, выкладывают круглые суммы за участие в подобных семинарах и конференциях.

Еще одна деталь, которая привлекает людей в подобные организации – четкая спланированность.

Складывается впечатление, что человеку вообще ни о чем не нужно думать. На одном семинаре ему дают схему поиска клиентов, на другом – алгоритм их обрабатывания, на третьем посоветуют, как строить свой рабочий день, а на четвертый он уже не сможет не пойти, потому что подобные советы нужны ему как воздух, потому что он разучился думать. Он живет по схеме и служит Золотому Тельцу.

Совершенно понятно, что в душе такого человека все меньше места остается для Бога. А все, что не от Бога, то от лукавого.

ЦЕНА ДУШИ

Грустно, что современное общество потребления с его воспеванием финансового достатка зачастую само толкает человека в паутину сетевого маркетинга. Если раньше важное место в душе человека занимала религия и таким образом давала ему возможность оставаться свободным даже в очень несвободном обществе, то сегодня на него претендуют политические лидеры и коммерческие организации со слоганом “Бери от жизни все”, причем бери все и сразу.

Человек – Богом созданное существо, здесь, на земле, несущий определенную миссию. Поэтому сегодня многие коммерческие организации строятся по примеру религиозного культа, где есть лидеры, корпоративные этика, ритуалы и идеология, свои институты, где человек испытывает некий дискомфорт из-за того, что он выпадает из этого культа.

Здесь используются всевозможные духовные практики, да и в смысле рекламы, пиара задеваются те духовные символы, которые изначально воспринимаются людьми, как символы священные.

В результате в подобных организациях происходит частичное удовлетворение человеческого стремления к единству, к любви, к общности. Люди, в конце концов, оказываются под властью каких-то лидеров, идеологий, систем. Происходит подмена ценностей, навязывание человеку чужой воли.

Только лишь в Церкви человек может обрести счастье, потому что он общается не с таким же немощным человеком, а имеет возможность общаться с источником всех благ – с Богом. Забавно, что эти сообщества и на Церковь иногда смотрят теми же глазами, подходят с теми же мерками, с какими они подходят к самим себе. Религиозную идею они воспринимают как некий продукт, который нужно продвигать на некоем рынке.

Некоторые псевдоправославные люди даже пытаются использовать церковную структуру, паству, для распространения своего продукта.

5 декабря 2007 года в Запорожье проходила международная конференция “Тоталитарные секты – угроза личности, семье, государству”, на которой компания “N” была охарактеризована как тоталитарная секта (деструктивный культ).

По словам Александра Дворкина: “Современные тоталитарные секты совсем не обязательно религиозные. Главное в них – не наличие религиозной составляющей, а техника манипуляции сознанием, обман при вербовке, эксплуатация членов, абсолютизация лидера и/или организации, регламентация всех аспектов жизни адептов и цель, которую они ставят перед собой: власть и деньги для руководства и его ближайшего окружения. И, кстати сказать, в некоторых религиозных тоталитарных сектах демонстрация мирской успешности ничуть не меньше, чем в коммерческих культах. Например, у неопятидесятников и сайентологов”.

И последнее, опьяненные жаждой денег адепты коммерческих культов сами не замечают, как постепенно начинают манипулировать людьми, обманывать, запутывать, часто сознательно преувеличивают пользу того или иного медицинского препарата, чем наносят вред человеку. В их идеологии подобное поведение описано не так резко, это всего лишь небольшие препятствия на пути к цели, способы убеждения. В Православной Церкви каждый из перечисленных пунктов называется грехом. Так стоит ли балансировать над пропастью ради временной выгоды?Источник: www.anticekta.ru

Справка. Коммерческий культ – деструктивный культ без выраженной религиозной направленности, но со всеми остальными характерными признаками и чертами деструктивного культа.

Ольга Орлова