Служение длиною в жизнь

Купола Свято-Покровского храма видны из многих точек Донецка. По сути, этот храм является одним из самых известных в городе – то ли благодаря своей архитектуре, то ли удачному расположению – но людей в Свято-Покровском храме всегда много. Немалая заслуга такой популярности принадлежит еще и служителям храма – настоятелю, митрофорному протоиерею Димитрию Гапонову, и его сыну – протоиерею Роману.

Многие приезжают в этот храм только для того, чтобы встретиться с отцом Димитрием. Как известно, возраст вызывает уважение, а отцу Димитрию 26 октября исполнится 80 лет. Добрая улыбка, мудрость во взгляде, седина волос. Отец Димитрий прожил долгую, трудную жизнь. Он видел Православие не только таким, каким привыкли его видеть мы сегодня – с золотыми куполами, с большим количеством верующих людей. Он помнит и другие времена – когда священников за их деятельность преследовали, а их детей травили. Когда приходилось служить в маленьких, холодных помещениях и бороться в буквальном смысле слова за каждого прихожанина. Он видел многое. И именно поэтому люди так тянутся к отцу Димитрию – они приезжают со всей области, чтобы попросить совета и найти у духовно опытного батюшки утешения и успокоения.

Дмитрий Петрович Гапонов родился 26 октября 1929 года в с. Новые Чешуйки Мглинского района Брянской области. Его семья была многодетной, верующей – мальчику с самого раннего детства прививали любовь к Богу, к Церкви. Однако первое образования отца Димитрия стало все же светским – в 1948 году он закончил Московский финансово-экономический институт.

В этом же году, сразу после дипломирования, новоиспеченный бухгалтер поступил в Богословский институт (позже – Московскую Духовную Академию).

Институт он закончил в 1956 году со званием кандидата богословских наук за представленную работу по кафедре аскетики «Святоотеческое учение о плотских и душевных страстях и борьбе с ними». По окончании института учебным комитетом Московской Патриархии был сразу же направлен на педагогическую работу в Саратовскую Духовную Семинарию. Параллельно батюшка преподавал английский язык в Саратовском танковом училище.

Его путь священнослужителя начался 16 ноября 1957 года – именно в этот день Высокопреосвященнейший Палладий (Шерстянников), Митрополит Саратовский и Волгоградский, рукоположил молодого преподавателя в диаконы. Спустя год отец Димитрий был рукоположен в сан священника.

Начало его священнического пути выпало на самые тяжелые для Церкви годы – времена хрущевской «оттепели» обернулись для Русской Православной Церкви лютым морозом. В начале 1959 г. состоялся внеочередной XXI съезд КПСС, констатировавший, что Советский Союз вступил в период развернутого строительства коммунизма. Одной из основ этого строительства должно было стать полное уничтожение «религиозных пережитков», потому что религии в коммунистическом обществе места не было. С этого времени государство начало прилагать усилия к тому, чтобы сократить количество учащихся духовных школ. С юношами, подавшими прошения в семинарии о приеме на учебу, встречались местные уполномоченные Совета по делам Русской Православной Церкви, партийные и комсомольские деятели, работники КГБ и военкоматов и различными способами, самым простым из которых было отбирание паспортов, удерживали их от поступления. В результате в 1959 г. в Саратовскую Духовную Семинарию удалось принять лишь пять воспитанников. Преподавателей распределили. Учебным комитетом отец Димитрий был направлен в распоряжение Митрополита Одесского и Севастопольского Бориса (Вика) с рекомендацией определить его на педагогическую работу в семинарию. Это направление стало судьбоносным.

«В ожидании результата я много дней ходил по кабинетам, обивал пороги, – вспоминает отец Димитрий. – И однажды я встретил секретаря Ворошиловградской епархии отца Николая Панченко. Мы разговорились, я рассказал батюшке о том, что остался со своим образованием никому не нужным. А он, пожалев меня, предложил поехать с ним служить священником в Донбасс. Я согласился…»

Первым городом в Донбассе, куда был направлен отец Димитрий, стал небольшой Коммунарск (ныне – Алчевск).

Тут отец Димитрий служил в Свято-Николаевском храме – одном из немногих, функционировавших во время гонений на Церковь. Служить было очень тяжело – Церковные Таинства совершались в строжайшем секрете, записи о венчаниях и крестинах не велись. В дни церковных праздников храм оказывался в кольце милиционеров и «товарищей в штатском», которые пропускали к нему лишь стариков, а у молодых людей требовали документы, записывали фамилии, намекали на возможные репрессии в учебных заведениях и на работе.

В это время правительство рекомендовало отцу Димитрию приобрести дополнительную специальность, поскольку к 1984 году планировалось ликвидировать все храмы. Полгода священник бескорыстно работал помощником сварщика на поверхности шахты в гoрoдe Крeмeннaя Лугaнcкoй oблacти.

Матушка отца Димитрия, Варвара Семеновна, молодой врач-терапевт, устроилась работать участковым врачом в один из самых худших, отдаленных районов города с огромнейшим трудом. Травили не только священников – репрессиям подвергались и их семьи, и круг общения.

По требованию уполномоченных по делам религий молодого священника перемещали с прихода на приход более двенадцати раз. «Наиболее жестоким из всех уполномоченных был человек по фамилии Костенич, – вспоминает отец Димитрий. – Он вызвал меня в Луганск и спросил, сколько раз я снимался с регистрации (т.е. сколько раз уполномоченный запрещал мне служить, отбирал справку на право служения). Я ответил: «У вас в документах все должно быть отмечено». А в ответ услышал: «Таких, как ты, переспрашивающих меня или возражающих, я в войну расстреливал, не задумываясь».

В итоге, в качестве наказания, меня перевели в Донецкую область. Здесь я встретил совершенно другое отношение к Церкви и к священникам в лице уполномоченного Григория Емельяновича Гомля, Царствие ему Небесное…»

Первым приходом в Донбассе, где отец Димитрий служил настоятелем, стал храм Святителя Николая Чудотворца в Калининском районе. «Это был период времени, когда богоборческая советская власть лишила Церковь права юридического статуса, – рассказывает священник. – Государство по отношению к нам руководствовалось принципами семи римских гонителей-императоров. Вступая в управление империей, они говорили: «Non lizet wossese!» – «Вы не должны существовать!» В аппарате Областных управлений уполномоченные по делам религий считались выше архиерея. Покойный Митрополит Сергий рассказывал, что когда он уезжал на сессию в Московскую Патриархию, уполномоченный Лев Серпилин проводил собрания духовенства и поучал, что нужно делать, чтобы стать советским гражданином».

Шло время, сменялась власть, постепенно наступала оттепель в отношениях между государством и Церковью. У отца Димитрия и матушки Варвары подрастали дети – дочери Агния и Елена, сын Роман. Жизнь, казалось, налаживалась. Но была у батюшки заветная мечта, об осуществлении которой он и думать боялся. Отец Димитрий очень хотел построить храм – большой, со звонницей, которую было бы слышно на много километров вокруг, с большими золотыми куполами. Так управил Господь, что эта мечта сбылась. Свято-Покровский храм вырос неподалеку от храма святителя Николая, где служил отец Димитрий.

Поскольку храм находился в помещении автомагазина и к тому же занимал лишь его половину, возникла необходимость в строительстве типового храма. Выделили земельный участок, и в 1994 году состоялась закладка церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Все строительные работы велись быстро и качественно, будто сам Господь вел невидимой рукою. Сооружение храма не прекращалось даже в тот период, когда по благословению Преосвященнейшего епископа Ипполита, возглавлявшего Донецкую кафедру, отец Димитрий служил в Авдеевке и Ханженково. В 1996 году, когда Донецкую кафедру возглавил Высокопреосвященнейший Иларион, митрополит Донецкий и Мариупольский, отец Димитрий вернулся в Донецк и продолжил строительство, теперь уже постоянно находясь рядом с храмом…

…Через мост, что пролегает между остановками «Мотель» и «Макаронная фабрика», ежедневно лежит путь тысяч людей. И каждый из них ежедневно любуется огромными золотыми куполами Свято-Покровского храма. Отец Димитрий улыбается: «Еще двадцать-тридцать лет назад я и мечтать не мог о том, что буду служить в храме, который будут венчать купола. Что можно будет вот так просто – ехать на работу и любоваться домом Божиим. И не бояться. Не прятаться…»

26 октября ему исполнится 80 лет. Уже несколько лет прошло с тех пор, как упокоилась матушка Варвара. Дочь Агния трудится научным сотрудником НИИ черной металлургии в Мариуполе. Елена окончила Межрегиональное Смоленское духовное училище, служит регентом-псаломщиком. Сын стал священником, вместе с отцом служит в Свято-Покровском храме.

Отец Димитрий говорит, что, несмотря на то, что 50 лет его служения в Церкви выпали на самое тяжелое время, он счастлив и никогда не хотел ничего изменить: «Вера в Бога – это то, что всегда делало меня счастливым, – улыбается священник. – Было тяжелое, страшное время, мы жили с оглядкой, в вечном страхе. Нас унижали, преследовали за какие-то мифические преступления. Но они не смогли отобрать у нас веру и не смогли запретить нам молиться. А потому – все зло было бессмысленно. Я благодарен Господу за все годы и за все испытания. Я благодарен Ему за своих прихожан, за свою любимую семью и за то, что с помощью Бога осуществилась мечта – вырос дивный храм. Вера – это крылья, с помощью которых можно летать. И я желаю всем людям, чтобы они эти крылья приобрели…»

Анастасия Рева