Многое в жизни Церкви, в ее учении, Таинствах, обрядах еще остается малознакомым для многих современных людей. Вместе с тем духовный голод, возникший после распада безбожной атеистической системы, соединенный с отсутствием знаний, порождает массу суеверий и заблуждений, распространяемымых как неграмотными старушками в храмах, так и солидными светскими изданиями. Цель написания статьи развенчать эти заблуждения и пролить свет на “спорные вопросы”, возникающие при совершении Таинства Елеосвящения (Соборования).
Можно ли собороваться людям с не очень тяжкими заболеваниями или с душевными болезнями?
Встречается заблуждение, что нельзя. Из него вытекают и другие. Например, будто совершать Елеосвящение можно только над очень тяжелыми, лежачими больными. Но это неверно. Человек, находящийся в состоянии душевного расстройства, уныния, тоже может собороваться и получить облегчение не только телесных, но и душеных недугов.
Почему в некоторых храмах раздают масло после Соборования, а в других нет?
Практика раздачи масла после Таинства не имеет никаких уставных оснований, но и запрета по этому поводу тоже мы не находим. “Настольная книга священнослужителя” предписывает оставшийся после таинства елей сжигать в специальной жаровне в церкви или в лампадах.
Прощаются ли забытые грехи в Таинстве Елеосвящения?
Из слов апостола Иакова (“И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему” (Иак. 5,15) следует, что выздоровление болящего напрямую связано с прощением грехов. Господь наш Иисус Христос, исцеляя, не раз говорил: “Прощаются тебе грехи твои”. И эту власть прощать грехи Господь передал своим ученикам, апостолам, а через них епископам и священникам: “Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся” (Ин. 20, 23). Поэтому для того, чтобы освободиться от содеянных грехов, необходимо исповедоваться, притом исповедь только тогда приносит прощение и разрешение от грехов человеку, если она принесена искренне, с сокрушением и желанием исправиться. Взгляд на Елеосвящение как на возможность получить прощение не сказанных на Исповеди грехов противоречит смыслу и идее обоих Таинств. В результате такого искаженного понимания к Елеосвящению иногда прибегают совершенно здоровые люди, надеясь получить прощение забытых по нерадению (а то и утаенных на Исповеди) грехов. Если же человек не по нерадению или ложному стыду, а вследствие ослабленного болезнью рассудка забудет что-либо поисповедовать, но искренне раскаивается и просит прощения у Бога, то действительно в Таинстве Соборования он может получить прощение и так называемых “забытых грехов”.
Обязательно ли исповедоваться перед Соборованием?
Непосредственно перед Таинством исповедоваться не обязательно, но, как видно из предыдущего вопроса, крайне необходимо раскаяться на Исповеди в грехах, которые и могли стать причиной заболевания. Это можно сделать как заранее, так и непосредственно перед соборованием. После Исповеди и Соборования также необходимо причаститься Святых Христових Таин.
Можно ли женщине собороваться, если в результате болезни у нее кровотечение?
Да, для этого и установлено Таинство, чтобы прибегать к нему в болезнях. Можно также исповедоваться и причащаться.
Можно ли во время беременности пойти на Соборование?
Беременность нормальное состояние женщины. Наоборот во время беременности рекомендуется чаще прибегать к церковным Таинствам, посещать богослужения, чтобы ребенок от утробы матери впитывал в себя благодать Божию. Многие женщины во время беременности уклоняются от богослужения и Таинств на том основании, что не могут поститься и им тяжело стоять. Напомню: когда вы ждете ребенка, поститься не нужно, и, если стоять уже тяжело, то можно и сидеть в храме на молитве.
Может ли священник отказать в Соборовании, если больной уже умирает и без сознания?
Как сказано выше, Елеосвящение это не подготовка к смерти. Если человек уже покидает этот мир и находится в бессознательном состоянии, в требнике есть другой чин, совершаемый для облегчения разделения души и тела. В любом случае священник должен сам принять решение, что делать в каждой конкретной ситуации, какое Таинство или чинопоследование применить.
Как часто можно собороваться?
В церковной практике сложилась традиция прибегать к Таинству не меньше одного раза в год, в Великом Посту. Однако, если приключилось какое-то более серьезное заболевание, необходимо, не откладывая, прибегнуть к Таинству Соборования, а также к Исповеди и Причащению.
Можно ли собороваться детям?
Участие в Соборовании предполагает сознательное покаяние в грехах, поэтому младенцы, не имеющие личных грехов, не соборуются. Для них достаточно Таинства Причащения.
Если младенец заболел, покаяние должны приносить родители. Хотя дети не отвечают за грехи родителей и не несут наказания за них (Иез. 18), но последствия неправильной жизни родителей отражаются негативно и на их детях. К Соборованию допускаются дети с примерно 7-летнего возраста, потому что именно с этого возраста дети исповедуются, сознательно раскаиваются в своих грехах, отвечают за свои поступки, а значит, могут и болеть вследствие своих грехов.
Нужно ли в болезни обращаться к врачам или одного Таинства достаточно?
Елеосвящение как духовное врачевство, будучи принято недужным, не отменяет употребления естественных средств, данных Господом для врачевания наших болезней. О болящем и после Святого Помазания следует иметь всякое попечение, приглашать врачей, давать лекарства и принимать другие меры к его облегчению и выздоровлению.
Наверняка есть еще какие-то суеверия, заблуждения, связанные с этим и другими Таинствами. Обо всех не напишешь. Поэтому, чтобы не запутаться, старайтесь черпать знания из чистых церковных источников.
На вопросы отвечал протоиерей Евгений Пейков