Вячеслав Закревский: анализ учения

Сегодня как никогда становятся популярны всевозможные православные доктора – особенно в сфере репродуктивного здоровья. Вячеслав Закревский, пожалуй, самый известный из них. Его учение, по свидетельствам множества людей, переворачивает жизнь и заставляет обращаться к Богу, сотни благодарственных отзывов призывают всех православных к практике домашних родов… Есть ли ложка дегтя в этой бочке меда? Мы попытались разобраться в этом, побеседовав с Ольгой Николаевной Долгошапко (доктором медицинских наук, профессором кафедры акушерства, гинекологии и перинатологии ФИПО Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького), Мариной Николаевной Блошкиной (врачом-педиатром Новоаннинской ЦРБ Волгоградской области, Россия) и протоиереем Георгием Гуляевым (пресс-секретарем Донецкой епархии УПЦ МП, руководителем отдела информационно-просветительской деятельности Донецкой епархии, настоятелем Свято-Игнатьевского храма, главным редактором ряда православных средств массовой информации, телеведущим).

С точки зрения официальной медицины

– Вячеслав Закревский уверяет, что, с медицинской точки зрения, все проблемы со здоровьем беременной и роженицы – от неправильного питания. В частности, проблема токсикоза возникает у тех женщин, которые питались неправильно и “захламили” свой организм токсинами. Эти токсины покрывают вкусовые рецепторы, что вызывает изменение вкусовых ощущений, тошноту и прочие неприятности. Так ли это?

О. Н.: – Для того чтобы это утверждать, нужно взять пробу из этих самых рецепторов, проверить в лаборатории и тогда уже говорить – скапливаются там токсины или нет. Но утверждать, что только токсины виноваты в тошноте и недомоганиях первой половины беременности – абсолютно неправильно.

Беременность протекает под влиянием двух очень важных факторов. С одной стороны, это гормон прогестерон – женский гормон, на фоне которого беременность развивается. Что делает прогестерон? Он расслабляет гладкую мускулатуру прежде всего матки – для того чтобы ребенок мог развиваться в расслабленной матке, чтобы матка не сокращалась. Если матка начинает сокращаться – это угроза прерывания беременности, может произойти выкидыш. С другой стороны, парасимпатическая нервная система тоже расширяет сосуды и расслабляет гладкую мускулатуру. Но и прогестерон, и парасимпатическая нервная система таким образом расслабляют не только матку, но и всю гладкую мускулатуру в организме женщины. Это прежде всего кишечник – и мы имеем нарушение эвакуации кишечного содержимого и возможное всасывание токсинов этим путем, раз. Под влиянием парасимпатической нервной системы расширяются сосуды везде – поэтому у беременной женщины в норме возникает снижение артериального давления, два. И уже под влиянием этого у женщины может возникать головокружение, тошнота.

Да, в организме беременной возникают определенные субстанции, якобы токсины, почему? Потому что плод на 50% несет чуждую генетическую информацию – отцовскую, и организм матери воспринимает эту информацию как не свою, биологически чужую. Природой так создано, что обмен генетической информацией создает новые человеческие особи, среди которых выживают сильнейшие – идет так называемый естественный отбор. Слабые, больные плоды внутриутробно замирают на ранних стадиях, уходят в виде выкидышей – остаются более сильные, более генетически приспособленные к жизни люди. И есть одна из теорий, которая говорит, что причиной токсикозов является вот эта генетическая разница. Но опять-таки природой предусмотрено, что иммунная система матери несколько снижает свою активность, чтобы не было отторжения плода, и поэтому женщина вынашивает беременность. Вырабатываются антитела против генетического материала отца, но их немного, и иммунная система матери на них не реагирует. Если их вырабатывается много, происходит отторжение плода.

– Следующее утверждение доктора Закревского состоит в том, что родовой процесс также может быть осложнен неправильным питанием беременной, а именно – потреблением ею белков. Вячеслав Закревский утверждает, что у современного человека переизбыток белков в питании и нехватка жиров. Горожанам же вообще нельзя употреблять ничего, кроме растительной пищи, так как все отравлено. Лучше и овощи, и фрукты, и мясо, и молоко выращивать и изготавливать самим.

О. Н.: – Родовой процесс может быть осложнен неправильным питанием, а точнее – ожирением у мамы. Наше население как раз недополучает белки, а не жиры – жиров избыток, как и углеводов, которые тоже могут превращаться в жиры. Если женщина кушает много мучного, сладкого, жареного – это вызовет разрастание жировой ткани и осложнит роды. Избыток углеводов, кроме этого, вызывает брожение в кишечнике. Пища, вместо того чтобы перевариваться, начинает разлагаться, это способствует развитию запоров, пища застаивается в кишечнике и начинается обратное всасывание токсинов в кровь, отравление организма. Поэтому, конечно, питание должно быть правильным, сбалансированным. Но! Беременная в обязательном порядке должна получать белки! Ребенок, растущий внутри у матери, потребляет белок, это строительный материал для него, для его мышц, костной ткани, крови и т. д. Церковь это понимает и дает беременным и кормящим послабление в прохождении поста – это очень разумное постановление. Вы подумайте: за 9 месяцев ребенок из одной клеточки превращается в достаточно крупную особь. Это же колоссальные темпы роста! Итак, белок, особенно творог, в котором в самом сбалансированном соотношении содержатся молочный белок и незаменимые минералы, а именно – кальций, магний и фосфор, просто необходимы для беременной! И горожанам, особенно проживающим в экологически неблагополучных промышленных центрах, творог тоже необходим! Конечно, нужно искать продукты покачественнее, но если нет на это времени, нет таких продуктов – есть то, что есть.

– Доктор Закревский уверяет, что если беременная и кормящая не будет строго поститься, у нее возникнут проблемы с лактацией, в частности, лактостазы…

О. Н.: – Лактостазы возникают не от неправильного питания мамы в большинстве своем, а от неправильного прикладывания ребенка и попыток кормить ребенка по режиму, а не по его требованию. Или когда мамы заменяют кормления смесями, водичкой и т. д. Если грудное вскармливание организовано правильно, лактостазов не будет. Наши предки кормили детей молоком, пили молоко из-под своей коровы – употребляли белок, при этом кормили малышей грудным молоком до трех лет и больше!

– Кстати, о молоке. Вячеслав Закревский убеждает мам покупать молоко на стихийных рынках у бабушек и пить его некипяченым…

М. Н.: – Настоящее молоко, купленное у бабушек – это хорошо. Мы, будучи маленькими, пили в деревне парное молоко, бабушка сама доила корову. Но! Она обязательно перед дойкой мыла руки, обмывала вымя коровы, молоко процеживала. Поэтому если человек знает, что это его собственная корова, и она здорова, и руки доярки были чистыми – можно пить и некипяченое молоко. А если бабушка неизвестно где это молоко взяла, в пластиковой бутылке неизвестно из-под чего продает, большой вопрос, мыла ли руки доярка, было ли здоровым животное, которое дало это молоко… Может, бабушка – это уже десятая перекупщица, которую попросили продать молочко? Поэтому кипятить нужно обязательно, конечно, что-то из полезностей потеряется, но в любом случае это молоко будет полезнее магазинного порошкового.

– Вячеслав Закревский для избавления от зашлакованности организма советует беременным проводить регулярные клизмы, укутывания…

М. Н.: – Давайте посмотрим на животных, млекопитающих – у нас с ними практически одинаковое строение. Никто из них себя не укутывает и клизмы себе не ставит! Это не физиологично! Клизмы ставятся только тогда, когда нет других способов простимулировать работу кишечника.

Кишечник, как и любой участок нашего тела (кожа, ротовая полость и прочее), заселен определенной микрофлорой, и там есть определенные бактерии (лактобактерии, бифидобактерии), которые призваны и обеззараживать кал, и способствовать налаженной работе кишечника. Эта микрофлора – естественный очиститель и регулятор в организме человека. Клизмой мы будем вымывать эту нормальную флору, в результате чего она просто исчезнет из кишечника. Мы, может быть, и вымоем токсины, но работу кишечника и всего организма нарушим очень серьезно. Постоянные клизмы приводят к тому, что кишечник перестает работать – человек даже не будет чувствовать, когда ему нужно сходить в туалет.

Есть мышцы, которые расслабляют кишечник, есть те, которые сокращают его. Нужно подбирать питание в зависимости от проблемы: с чем трудности – с расслаблением или с сокращением. Диетой решать кишечные проблемы намного физиологичнее.

О. Н.: – У беременной частые клизмы могут спровоцировать угрозу и преждевременные роды (собственно, как и переполненный кишечник). Матка и прямая кишка – близкие соседи, процессы в кишечнике стимулируют матку. Поэтому беременной нужно особенно внимательно следить за своим рационом, чтобы не допускать проблем, но о клизмах забыть!

Укутывания – это тот же компресс, перегревание. Я не понимаю, для чего это делать. Должны быть исследования, научно подтверждающие и доказывающие положительный результат доктора Закревского, а пока не будет таких доказательств – это просто пустые слова и одурачивание верующих людей.

– Вячеслав Закревский, ссылаясь на мудрость Создателя, уверяет, что у маленькой женщины всегда рождается маленький ребенок, а у большой – крупный. Поэтому если у маленькой женщины будет большой плод и, соответственно, сложности в родах – в этом виновата грешница и обжора женщина…

О. Н.: – А если женщина маленькая, ее рост 1 м 50 см, а муж – атлет под 2 метра ростом, и ребенок, унаследовав генетику отца, рождается у нее около 5 кг?! Грех здесь ни при чем! Если у женщины от природы узкий таз и крупный ребенок, клизмы и укутывания здесь не помогут. Может сложиться ситуация “клинически узкий таз” – и тогда большой вопрос, родит ли эта женщина сама.

– И наконец вопрос о домашних родах. Действительно ли это так естественно и без-опасно, что нам необходимо следовать примеру прабабушек?

О. Н.: – Да, наши прабабушки рожали сами, но никто же не рассказывает, какая была в то время материнская и детская смертность. Раньше смерть во время родов была естественной и нормальной! Так вот родильные дома специально созданы для того, чтобы женщины не умирали! Я могу привести массу примеров, когда женщину, рожающую в больнице, чудом успевали спасти только потому, что она в больнице была. Хотя шло все очень хорошо в родах. Потери в домашних родах также никто не озвучивает, хотя они есть, но их просто замалчивают.

Доктора тоже исполняют волю Божию. Да, и у нас умирают женщины и дети, но шансов умереть дома в 1000 раз больше! У меня акушерский опыт 25 лет, я ни за какие деньги не согласилась бы вести роды на дому, даже пятые или десятые, даже зная, что у женщины все в порядке со здоровьем. Потому что случиться может все что угодно! Люди читают интернет, ему доверяют, а к докторам обращаются, когда уже ситуация становится безвыходной. А в случае с доктором Закревским так вообще все “проблемы” потом можно списать на грешность родильницы! Получила тяжелые осложнения или, не дай Бог, умерла, значит, большая грешница была, нарушала “заповеди” доктора Закревского, а он здесь ни при чем. Очень выгодная для доктора позиция и очень безответственная с точки зрения врачебной и христианской этики и морали.

Если смерть случается в больнице, в присутствии врачей, муж видит, как спасали его жену – это одно, а когда дома… Как должен чувствовать себя муж, родня, согласившиеся на домашние роды? Они же никогда себе этого не простят!

Другой вопрос, что не все родильные дома у нас соответствующего статуса, качества, не все могут действительно оказать нужную помощь. Но у нас законодательно оговорено, что женщина имеет право сама выбирать себе врача и больницу, любую на территории Украины. И никто этого закона не отменял.

– Не только доктор Закревский и сторонники домашних родов, но и сами медики обсуждают проблему агрессивного ведения родов и необоснованного применения стимуляции, в результате чего роды могут стать патологическими и пострадать мать и ребенок. И у нас это частое дело.

О. Н.: – Я тоже категорический противник программированных родов и всяческих стимуляций – роды должны начинаться тогда, когда к этому готов организм матери и ребенка, начинаться сами. Минимум медикаментозных вмешательств. Доктора не должны ни прокалывать раньше времени плодные пузыри, ни давать таблетки, ни иным способом влиять на процесс родов.

Но бывают ситуации, когда у женщины по каким-то причинам слабая родовая деятельность, а воды, скажем, отошли 12 часов назад: значит, во-первых, высок риск инфицирования ребенка, во-вторых, женщина уже устала – тогда мы применяем стимуляцию. В каждом конкретном случае нужно смотреть по ситуации. Грамотный врач никогда не назначит ненужных лекарств.

Конечно, бывают ситуации, когда доктор, скажем, хочет, чтобы женщина родила в его дежурство или еще там что-то, применяет запрещенные приемы, но это все на совести этого доктора. Мы все люди.

– Еще профессор Яковлев в 50-х годах писал о том, что для нормальной родовой деятельности роженице нужен психологический комфорт. Об этом говорит и Закревский: что в роддомах этот комфорт нарушается массой ненужных формальных процедур, грубостью чужих людей, невниманием…

О.Н.: – Безусловно, это влияет. Но психологический комфорт больше зависит не от окружающих, а от настроя роженицы, от поддержки мужа или партнера в родах. Поэтому я – за семейные роды. Тем более, наши родильные залы сейчас настолько удобны, что это практически второй дом.

Но главное, у человека, принимающего роды, должен быть опыт, он должен делать это каждый день!

Хорошо, конечно, и комфортно, когда доктор – лично твой на все время родов. В роддоме так не бывает, врач все время в движении – то уходит, то приходит, и роженице это не нравится. Хотя на Западе роды ведут исключительно акушерки. Врач приходит только в сложнейших ситуациях – наложить акушерские щипцы или сделать кесарево сечение.

– К слову о Западе: там домашние роды активно практикуются, на них нет запрета, более того – они поддерживаются правительством и спонсируются государством. Почему же у нас отношение к этому явлению негативное?

О. Н.: – Потому что у нас разные реалии жизни. Есть чисто технические моменты, как, к примеру, вызов скорой помощи, пресловутые дороги, оснащение скорой помощи, квалификация акушера, принимающего домашние роды.

Сами представьте: скорая, оснащенная по последнему слову техники, в европейских странах доезжает в любую точку за 3-5 минут. Если у роженицы кровотечение, требующее срочной госпитализации, применяют вакуумные штанишки, блокирующее его – так выигрывают время, иначе женщина может умереть в течение 20 минут! Специальные носилки – не наши, заедающие и поломанные. Любой врач имеет все необходимое для приема новорожденного и помощи ему, он УМЕЕТ все это делать. Наши многие врачи тоже могли бы уметь это, но… У нас лифты не работают, нет медикаментов, автомобили старые! Словом, наш менталитет не даст нам гарантий безопасности домашних родов.

– Закревский вменяет докторам сотрудничество с фармакомпаниями – т. е. им чисто экономически выгодны необоснованные вмешательства в родовой процесс и патологические роды, и протокольную медицину, когда к каждой роженице подходят усредненно, а не индивидуально – как нужно…

О. Н.: – Да, может кто-то и получает “откаты” от фармакомпаний – это на совести докторов. Я – профессор кафедры и сотрудничаю со многими фармацевтическими фирмами, т. к. должна знакомить студентов и врачей с новыми, современными и более эффективными препаратами. Но лично ничего не распространяю, если какие-то лекарства мне приносят – раздаю бесплатно людям, которым это нужно.

О протокольной медицине – да, есть протоколы. И по ведению родов есть протокол, и там сказано, между прочим, что никакие медикаменты без показаний не используются, единственное – в обязательном порядке в третьем периоде родов внутримышечно вводят окситоцин (10 ед.) для профилактики маточного кровотечения.

– Однако по протоколу же врачи должны перерезать пуповину ребенка только после окончания ее пульсации. Как же быть, если матери в это время вводят окситоцин – он же может попасть к ребенку? Получается, надо резать и не ждать окончания пульсации – замкнутый круг?

О. Н.: – Нет, пуповина успеет “отпульсировать”, нет причин для спешки. Во-первых, пуповина пульсирует до 5 минут. А окситоцин вводится внутримышечно и всасывается 10-15 минут. Так что все успеется, и противоречий нет! Как видите, не так все и страшно в роддомах! А если рядом с роженицей и ее семьей – грамотный врач и опытная акушерка, а также рядом с родзалом – операционная, готовая в любую минуту к оказанию помощи, то поверьте, это в сотни раз надежнее и безопаснее родов на дому!

С точки зрения Православной Церкви

– Отец Георгий, что Вы можете сказать об учении Вячеслава Закревского? Православно ли оно?

– Несомненно, духовная жизнь очень сложна. Наше понимание духовного мира складывается из понимания тех людей, которые жили до нас (речь идет о мировом опыте), и из нашего личного опыта, из нашего восприятия тех или иных вещей духовного мира. И здесь очень важно придерживаться не только личных ощущений, но и принимать учение церковное, которое является критерием истины.

Очень часто люди, когда начинают воцерковляться, не до конца отдают себе отчет – из каких источников они черпают свои знания о духовности. В результате появляются такие причудливые формы духовных учений, где сочетаются несочетаемые вещи.

Если говорить о духовных рассуждениях Вячеслава Закревского, то мы видим, с одной стороны, вполне православный базис, вполне искреннее желание помочь человеку, видим его заботу о семье, детях, материнстве, его уважительное отношение к священству, старчеству, но в то же время присутствуют такие элементы, которые вводят в соблазн человека.

Прежде всего хотелось бы сказать о таком понятии, как грехи. В Церкви существует своего рода педагогическое правило, оно используется, когда Церковь говорит, что кто-то будет наказан за грехи. Так у святых отцов мы встречаем выражение – и дети ваши будут наказаны, и вы страдаете за грехи отцов. Почему применяется это правило? Еще Господь говорил: “Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?” (Мф. 7:9-10). Здесь Господь обращается к нашей человеческой составляющей, когда мы, если не ради Святого Невидимого, так хотя бы ради общечеловеческих понятий о святыне, понятий неоспоримых – рода, детей – сможем остановиться и прекратить грешить. Это сейчас у нас детей не любят, а раньше дети – это была радость, даже чисто материально – это был залог нормальной старости, того, что хоть кто-то тебя прокормит, позаботится о тебе.

И вот такой педагогический подход стал рассматриваться людьми с точки зрения каких-то кармических вещей, когда существует прямая связь, закон между поведением предков и твоими страданиями. (В. Закревский любит рассказывать ужасные истории о том, как Господь за грехи родителей наказывает их детей и внуков. – Ю. С.).

В чем смысл кармы? Это закон – бездушный, безличностный, закон, который в независимости от обстоятельств действует: если то произошло – значит это случится. Уходит из этого понятия личностный Бог, Бог любящий, Который прощает, Который не может развести руками и сказать: вот вы знаете – была у вас плохая бабушка, теперь мучайтесь. Так и святой Варваре можно было сказать: твой папа был язычник, значит, теперь ты наказана. Но этого нет!

Господь любит и ищет, как оправдать человека, а не как обвинить. Поэтому если появляются христиане в семье, они естественно молятся о своих усопших сродниках, но это не значит, что они будут нести за них проклятие. (В. Закревский говорит, что первые дети в семье, как правило, рождаются больными, так как за 3-4 поколения бабушки и дедушки этих детей успели накопить много грехов, и так как они не каются, то дети рождаются больными. Эти дети должны стать молитвенниками за семью, иначе проклятие от грехов не даст им жить. – Ю. С.).

Следующий момент, который меня, как священника, смущает в рассуждениях Вячеслава Закревского – нумерология. Четкое приписывание каких-то следствий каким-то непонятным цифрам.

Так, он считает, что грех подобен наследственной болезни и распространяется до седьмого колена; каяться должна вся семья, все предки со стороны мужа и жены, тогда не будут болеть дети. Почему именно до седьмого колена?!

Говорит, что те, кто уже 5-6 раз причастился, представляет собой уже серьезную угрозу для сатаны и сатана на них нападает. Почему 5-6 раз, а не 3 или 20?!

Т. е. человек какие-то личные свои наблюдения – бывает же в жизни всякое – возводит в ранг закона опять же. Когда какие-то нормальные замечания и вразумления, которые бывают в нашей жизни (люди же наблюдают, как разрушающе действует грех, это объективная истина) выводятся в какие-то цифры, получается ерунда. Где гарантия истинности этого всего?

Связаны с этими искажениями и рассуждения Вячеслава Закревского об абортах. (Закревский говорит о всеобщей вине за грех абортов: дети и внуки врачей, делающих аборты, становятся маньяками или сильно болеют, что сами абортирующие болеют раком и т. п. – Ю. С.). Несомненно, аборт является страшным грехом, это беда нашего общества. Это действительно геноцид, массовое убийство, и эту проблему нужно озвучивать. Всем нужно не допустить, чтобы это случилось с твоими детьми, молиться, чтобы аборты не приобретали размера эпидемии.

Но в то же время нельзя подходить к этому греху с точки зрения законов кармы и возмездия!

– Батюшка, а как Вы относитесь к учению Закревского об обязательном строгом посте для беременных, в том числе к голоданию беременных по средам и пятницам?

– Такая уравниловка по отношению к беременным – это другой элемент законничества. Церковь ясно говорит, что пост послабляется беременным, кормящим, детям и старикам, – так было всегда. Когда говорят, что беременным надо строго поститься, голодать и т. п. – это наложение бремен (которых сам не несешь) на людей, которые и так несут определенный подвиг. Рассуждения мужчины в этом вопросе у меня лично доверия не вызывают – он не был беременным и не знает, как это сложно, чтобы давать такие рекомендации, тем более противоречащие опыту Церкви.

– Вячеслав Закревский рассказывает случай, как одной беременной духовник благословил есть мясо – это было необходимо по медицинским показаниям. На что Вячеслав посоветовал беременной не есть мяса, а есть по чайной ложке сметаны, чтобы и благословения якобы не нарушить, и учение Закревского соблюсти. Иначе он не ручается за благополучное родоразрешение “непослушных” беременных.

– Здесь человек просто снимает с себя ответственность. Вообще, признаки любого сектантства – это зацикленность на одной какой-то проблеме в ущерб всему и возведение чего-то вторичного в первичное. В учении Закревского это – питание. Понятно, что на общем фоне безобразного отношения к деторождению, Вячеслав Закревский выглядит чуть ли не проповедником, юродивым, который обращается к людям с воззванием. Возможно даже, что для какой-то начальной стадии обращения, для людей, которые совершенно погрязли в грехах, такой подход и плодотворен – хотя бы напугать их, своего рода пощечина в истерике. А вот в состоянии нормальном подобные рассуждения выглядят как неоправданная строгость, придирчивость, сектантство чистой воды. Тем более такие советы догматизированы, идут в общий доступ – это очень плохо.

– Батюшка, еще несколько слов об отношении к врачам. Закревский называет всех (!) акушеров-гинекологов слугами сатаны, пусть и невольными. Он обвиняет врачей в геноциде населения и призывает лечиться только постом, молитвой, таинствами и благословениями.

– Во-первых, слуги сатаны могут быть только вольные. Мы и Духа Святого просим, чтоб Он вселился в нас – вольно просим. Определенное волевое действие должно быть и для того, чтоб служить сатане. Тем более – все (!) – так нельзя говорить! Этим нивелируется колоссальный труд людей, действительно помогающих очень большому количеству семей.

Во-вторых, роль врача оговорена в Священном Писании: “Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего – врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. <…> Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли. Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех; ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни” (Сир. 38:1-4, 8-14).

От самого врача зависит, будет ли он соблюдать клятву Гиппократа, где, между прочим, сказано, что “никогда не дам женщине абортивного средства”. Это – большая проблема этики врача, человека в принципе.

– Вячеслав Закревский говорит, что все акушеры-гинекологи несчастны в браке…

– Есть шутка такая: есть ложь, есть наглая ложь, а есть статистика. Опять же: несчастны из-за того, что гинекологи? Кто это доказал? Может, они несчастны потому, что ездят в маршрутках-“Богданах”? Или потому, что у них фамилии на букву “А”? Голословные, ничем не подкрепленные утверждения! Это язычество чистой воды – так рассматривать и грех, и благодать: грех – как карма, благодать – как оберег от болезней!

– Батюшка, вопрос о благодати, в частности, об учении Вячеслава Закревского о священстве. Он говорит, что семя священника более освящено, так как он посещает алтарь. В результате чего рождаются наиболее духовно-продвинутые дети. И поэтому сатана сильнее нападает на священников, у них больше искушений.

– Да, у священников больше искушений, но в силу сана, а не особой “освященности”. Падение мирянина не заметят, падение священника у всех на виду, оно порочит Церковь, поэтому сатана здесь действительно старается.

Что касается освящения: освящает не алтарь, а Тело и Кровь Христовы, а причастие у священников и мирян – одно. Кроме того, в алтаре могут быть и миряне (по благословению), туда входят пономари еще. Не алтарь освящает Дары и всех присутствующих! А продвинутые дети… Так бывает и строго наоборот! Здесь больше роль воспитания, молитвы, доброго примера, а не сана родительского.

– Батюшка, очень популярный сегодня вопрос о домашних родах. Споры разжигаются нешуточные: одни говорят, что только рожающие дома – истинно православные люди, другие – что только рожающие в больницах православные, остальные – сектанты. Где же истина?

– Знаете, нам так хочется вывести какую-то формулу и при этом перестать доверять Господу. Вопрос о “православности” всего и вся – беда нашего времени. Люди стремятся создать новое Второзаконие, где будут описаны всякие мелочи – по сути, не важные, типа: какую воду пить православному, с газом или без газа?

И уверяю вас, уже есть много людей, которые воскликнут: “КАК? Православный не может пить воду с газом!!!”

Сегодня русский – значит православный, монархист – значит православный, и т. д. Если хоть немножко не укладываешься в представления определенной группы людей о Православии, тебя “отчисляют”. И вот это стало касаться уже вопроса о родах.

Так вот, подобные вопросы – это область свободы человека. Мы должны жить, по слову блаженного Августина, “в главном единство, во второстепенном свобода, во всем любовь”. Не надо составлять свод законов: от того, как православно зачинать ребенка, и до того, как православно рожать. К сути Православия это не относится.

Да, не нужно относиться к своему здоровью беспечно – мол, в поле пойду и рожу; но и другая крайность – в ужасе замуроваться в барокамере с десятком акушеров – не более православна и разумна. Должно быть чувство меры, вкуса, собственного достоинства у человека! Пусть каждая семья, изучив соответствующую информацию, выбирает для себя оптимальный вариант родоразрешения. И никто никого ни за что не винит!

Что хотелось бы сказать в заключение о Вячеславе Закревском: появление таких людей – закономерно, потому что разрушение традиционной семьи, преемственности и в вопросах рода, и родовспоможения, и в вопросах воспитания вызывает брожение в обществе.

Проблема есть и на ней можно спекулировать. Тем более о ней не говорят практически – а тут кто-то заговорил!

Вячеславу Закревскому, если он предлагает другим избавиться от грехов, нужно прежде всего самому честно рассмотреть свои воззрения, определить, откуда у него такие перекосы, и, если он православный, – покаяться и исправиться, слушать голос Церкви. Иначе все благое, что он делает, будет сведено на нет.

Беседовала Юлия Скрипник