Внимание – вас снимают!

Престольные праздники в нашем храме всегда проходят с большим размахом – огромное количество людей, множество гостей-священнослужителей, приезд правящего архиерея. Да и храм у нас старинный, большой, с прекрасной росписью – смотришь на него, и душа радуется – вот она, настоящая краса Русского Православия.

Именно поэтому меня ничуть не смутил характерный клацающий звук фотокамеры во время Торжественной литургии в престольный день. Я даже улыбнулась про себя – повезло фотографу такую красоту запечатлеть, наверняка получатся прекрасные снимки.

– Совсем уже ни стыда, ни совести, – громким шепотом возмутился пожилой прихожанин, Владимир Петрович. – Не фотографируйте меня, и молиться не мешайте! Фотограф, парень лет 30-ти, с огромным профессиональным фотоаппаратом кивнул, повернулся в другую сторону и принялся громко “поливать” исповедь. Тут же послышался недовольный гомон.

На фотографа было жалко смотреть – парень совсем растерялся, по его виду было понятно, что он совсем не может решить, что же делать дальше. Спрашивать у каждого разрешения во время богослужения неэтично, фотографировать без разрешения – прихожане тут же “тихо” шуметь начинают.

Кое-как отмучившись до конца службы, фотограф выскочил на крыльцо храма и начал строить прихожан для группового снимка.

– А когда фотографии будут? – услышала я голос Владимира Петровича и уже второй раз за этот день посмеялась про себя – ведь это именно он всего час назад возмущался работой фотографа.

– Трудно вам сегодня пришлось, – посочувствовала фотографу.

– Трудно… – согласился со мной парень. – И, что самое интересное, сколько в храмах снимаю – везде так. Не любят православные, когда в храмах фотографируют.

Он ушел, а я задумалась над его последней фразой. Почему же православные не любят, когда фотографируют в храмах? Неужели мы такие агрессивные? Или не любим выставлять себя напоказ? А может, проблема в другом – в самих фотографах, которые так часто, беря в руки фотоаппарат, превращаются в настоящих охотников? Загоревшись этой проблемой, я побеседовала и с одной, и с другой стороной. И выяснилось, что за красивыми православными фотографиями, которыми мы, верующие, потом любуемся, кроется огромный конфликт. Конфликт фотографа и его образа. Причем, кто из них жертва – это еще огромный вопрос.

Фотографы, работающие в светских средствах массовой информации – это вообще отдельная тема для разговора. Тут сразу следует отметить, что любой фотограф – будь он православный, свадебный, репортажный или снимающий природу, видит мир исключительно сквозь объектив своего фотоаппарата. Так же, “кадрируя” мир, он подходит и к объекту своей фотосъемки. Причем, видя интересный момент или то, что необходимо ему снять по задаче редакции, фотограф вообще отключается и перестает видеть и слышать окружающий мир. Нужный кадр – вот цель! И зачастую для его достижения человек готов практически на все. Такие уж фотографы фанаты своего дела.

С таким же подходом, с которым снимаются свадьбы, природа, животные, красивые девушки – светский фотограф подходит и к съемке в храме. И хорошо, если он догадывается элементарно взять благословение у отца-настоятеля. Так нет же, зачастую фотографы об этом не думают, зато потом с удовольствием делятся на Интернет-форумах и в своих профессиональных кругах байками о том, какой тот священник злой и как его, фотографа, во время службы за обыкновенную, невинную съемку из храма выйти попросили. Забывают почему-то в этот момент фотографы народную мудрость: “Со своим уставом в чужой монастырь не ходят”. Не понимают, что свечница попросила их выйти не потому, что она утром не с той ноги встала, а потому, что в храме все происходит с благословения.

Впрочем, отсутствие благословения – это не самая распространенная проблема. Куда более часты случаи, когда благословение имеется, а вот знаний о ходе службы, элементарного представления о том, где в храме ходить можно, а где нельзя – нет. Сама наблюдала сцену, когда во время недавнего визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси в Донецкую епархию, фотограф, чтобы получше захватить Святейшего в кадр, полез на раку с мощами. Просто наступил ногой на святыню, которую мы оберегаем, почитаем, у которой молимся и которую целуем. А потом долго возмущался, что “Какой-то монах как закричит! Вот оно, хваленое смирение! Кричать он начал!”.

Чаще всего фотограф раздражает банальным непрофессионализмом – например, ходит там, где ходить можно только священнику, становится в местах, где должен стоять чтец. А еще – толкает священнослужителя и прихожан, суетится, ослепляет вспышкой.

Такой фотограф не понимает, что человек приходит в храм со своими внутренними переживаниями, с тем, что он не хочет выставлять напоказ. И если ты отваживаешься подойти в этот момент к верующему человеку, если берешь на себя ответственность запечатлеть особое внутреннее состояние – то будь добр сделать это максимально корректно, ничего не разрушая, не оставляя своим вмешательством горькое послевкусие разочарования.

Однако виноваты не только фотографы. Часто и сами прихожане забывают о такой добродетели, как смирение. “Часто слышу у себя за спиной: “Помолился бы лучше на службе, а не ерундой занимался”, – рассказывает Алексей, профессиональный фотограф и прихожанин одного из донецких храмов. – И не понимают люди, что для священника очень важно иметь хорошие снимки своего храма. А ведь я человек верующий, хорошо знающий моменты службы – знаю, когда нужно замереть, а когда можно снимать…”.

Действительно, работу приходского фотографа можно сравнить со службой пономаря – ведь пономарь должен все время служить, у него нет времени на молитву. Если он отвлечется от своего послушания и станет молиться – то попросту сорвет богослужение. С другой стороны, если пономарь будет выполнять свои обязанности непрофессионально, нечетко – не разжигая вовремя ладан, забывая подавать запивку – это будет вызывать огромное раздражение.

Раздражение, которое мы, прихожане, конечно уж, простим. Ведь мы понимаем, что пономарь – это всего лишь человек. Человек со своими немощами и проблемами. Скорее всего, кивнем понимающе: “Наверное, произошло что-то у парня”, и пойдем дальше. Отчего бы не простить фотографа? А если уж видите оплошности, совершаемые по неразумению, по незнанию, а не по наглости или неуважению – отведите фотографа тихонько в сторонку и шепотом ему все объясните.

Постарайтесь быть более снисходительными, помните, что человек этот работает в храме по благословению настоятеля, а значит, долг прихожанина – всячески поспособствовать и помочь.

Несомненно, для того, чтобы решить конфликт фотографов и прихожан, на уступки нужно идти и тем, и другим. Фотографу перед съемкой в храме нужна хотя бы минимальная подготовка – если нет времени почитать литературу о церковном богослужении, побеседуйте со свечницей, попросите ее рассказать базовые вещи о храме и литургии.

Прихожанам нужно меньше раздражаться и, конечно же, максимально способствовать работе фотографа. Поверьте, иметь красивые, профессиональные снимки своего храма – очень приятно.

Часто, читая житие великих подвижников, мы восхищаемся их терпением, мудростью, простотой. Тешим себя тем, что однажды, когда представится удобный случай, мы обязательно будем подражать им. А может быть, не нужно ждать подходящего случая? Может быть, нужно быть снисходительным здесь и сейчас – по отношению вот к этому парню с огромным фотоаппаратом, растерянно стоящему посреди храма?

Кстати, когда фотограф пришел отдавать снимки, Владимир Петрович подошел к нему, и они долго о чем-то беседовали, сидя на лавочке перед храмом.

– Что, фотографии заказывали? – спросила я у нашего прихожанина.

– Нет, деточка, приглашал фотографа к нам в храм на выступление воскресной школы. Ну и рассказал ему, с какой точки лучше фотографировать, чтобы он и нам не мешал, и себя в храме комфортно чувствовал.

С недавнего времени и на нашем сайте фотографии стали выставляться в большом разрешении, удобном для скачивания и распечатывания.

Иерей Олег Дзюба, клирик Свято-Преображенского храма г. Волновахи, профессиональный фотограф

“Очень многое зависит от фотографа – от того, как он подойдет, как себя преподнесет. Кстати, очень многое зависит и от того, как фотограф одет. Я уже пять лет нахожусь в сане, служу в Церкви и сталкиваюсь с разными фотографами. Например, приходилось видеть фотографа в храме в бейсболке, одетой набекрень. Какое может быть отношение к такому фотографу? Человек изначально позиционирует себя полной противоположностью нам, он не уважает законы, действующие в Церкви. Фотографу, которому предстоит съемка в храме, можно посоветовать перво-наперво изучить церковный этикет и ход службы, чтобы знать, когда можно ненавязчиво, вовремя поменять, например, позицию в храме, что нельзя без благословения заходить в алтарь, что нельзя ходить перед священником. Это элементарные вещи, которые очень облегчают фотографу жизнь.

Ну а верующему фотографу можно еще и посоветовать молиться о том, чтобы Господь дал кадр, который хочешь получить, а не просто снимать банальный репортаж”.

Анастасия Рева