Взаимное воспитание

Дата публикации: 7.09.2010

Часто, увлекаясь воцерковлением своего крохи, мы забываем, что мир, в котором он живет, отличается от нашего, взрослого. И в этом мире порою больше мудрости, чем во взрослых мирах. Возможно, нужно чаще прислушиваться к детям, и они сами подскажут нам, по какому пути идти.

– Если ты сейчас не закроешь эту тему, будет скандал.

Маленькая Маша протискивается между папой и мамой, становится в наступательную позу (руки в боки) и размеренно произносит: “Папа, скандала не будет”

Сразу становится как-то стыдно и неловко. Нас призвали к порядку. Наша двухлетняя дочь оказалась мудрее. Она нашла способ разрядить обстановку и предупредить назревающую ссору.

Так все же, кто кого воспитывает? Мы их, когда учим говорить “спасибо”, садиться на горшок, рисовать кружочки, или они нас, когда делают нас внимательными, заботливыми и обязательными. Они открывают глаза на красоту простых вещей, заставляют выяснять, откуда берутся облака и каким голосом говорит зайчик.

Вся наша педагогика зацикливается на материальном. Ребенок рисует – покупаем планшет, дорогие краски, а он просыпается и говорит: “Мама, ты купишь мне велосипед?” Мы негодуем и требуем постоянства от крохи, хотя нами движет не системность в воспитании, а шкурное – “за планшет уплачено!”.

Найти компромисс – вроде бы выход, но мы часто забываем, что компромисс – это не решение спора, а ничья, при которой оба партнера не остаются довольны. Так ребенок привыкает к мысли, что все его мечты и пожелания неизменно будут обстрижены ножницами компромисса. Станет ли гордостью семьи человек, привыкший отказываться от своих устремлений, договариваться и переполовинивать свои интересы?

Безусловно, безотказность родителей воспитывает эгоиста. Но ведь мы всегда чувствуем грань, после которой направление ребенка, его пожелание превращается в капризное требование. Важно, на каком этапе мы согласимся на его условия. Если до – наш авторитет не пострадает, если после – ребенок станет манипулировать нами.

“Мир детства”, “Страна детства” – это не только названия магазинов с товарами для малышей. Это та реальность, в которой живут маленькие люди, а создают ее взрослые. И эта реальность, помимо того, что должна быть приспособлена к размеру малыша, должна быть еще и простой. Двойные стандарты и смена правил не для маленького человека, система ценностей которого еще не установилась. Стремясь с детства приучать ребенка к настоящей жизни, мы рискуем нарушить целостность его мировосприятия, подорвать его веру в справедливость и безопасность. Это работа. Непрекращающаяся и неперестающая. Не может быть отпуска или неудачного дня, усталости после работы. Если родители будут непостоянны, то и ребенок будет непостоянным. Самые простые расхождения, к которым мы привыкли и которые не замечаем, могут зародить первые противоречия в душе малыша, и с его ростом они будут расти.

Тяжело всегда держать себя в руках. Тяжело молодым родителям не повышать голос, когда эмоции напряжены. Но когда видишь, как куклы мама и папа кричат друг на друга, понимаешь, откуда все это.

“Нам всем приходится воспитывать друг друга, потому что мы не умеем воспитывать маленьких детей”, – написал С.Л. Соловейчик. Что мы делаем, как мы воспитываем себя? Наши малыши, не имея еще нужных ораторских способностей, показывают на себе это воспитание, получается у нас или нет. Показывают по-разному, главное, научиться видеть это, а для этого нужно быть внимательным. Не лениться и не жадничать. Особенно временем. Все в этом мире может подождать, кроме нашего чада. Это его часы приравниваются к неделям. Это для него каждая минута драгоценна. Говорят, что в детском восприятии времени есть только настоящее, поэтому, отказав ему сейчас, вы делаете несчастной всю его жизнь! Поэтому выкраивать время нужно для себя, а ребенку его нужно посвящать. На то мы и родители, чтобы больше никогда не воспринимать себя в единственном числе. В этом наш труд, наше послушание и наше, ни с чем не сравнимое, счастье.

С мамой за ручку, или Мысли о воцерковлении

Когда человек должен приходить к Богу? Во взрослом сознательном возрасте, когда он сможет взвешивать и обдумывать каждый свой шаг? Когда его выбор будет сделан лично им, а не его родителями? Мы часто слышим упреки в адрес Православия от всевозможных протестантских конфессий по поводу того, что в нашей Церкви принято крестить детей в грудном возрасте. Мол, это не их выбор, а выбор их родителей.

Конечно, и их можно понять: с точки зрения вербовки они теряют огромный пласт людей, которые, даже не посещая православные богослужения, отказывают им, мотивируя тем, что они крещены в Православие, и изменять ему не хотят. Да и потом, что плохого в том, что родители с младых ногтей приучают ребенка к вере, приобщают его к традициям своего народа, воспитывают в нем преемственность поколений?

Другое дело, что многие родители не доводят процесс религиозного воспитания до конца. Привели, крестили, причастили и забыли. Либо не утруждают себя беседами и разъяснениями своих действий во время богослужения. Это часто приводит к тому, что религиозность в ребенке вырабатывается неосознанная, на уровне рефлексов, механических действий: ударил колокол – перекрестись, идет батюшка – попроси благословения. А зачем и для чего это делается, они понятия не имеют – их родители так поступали, вот и они тоже. Подобное “рефлекторное” Православие для людей – всего лишь традиция. Они часто даже не понимают, какую поддержку и духовную силу оно может дать в тяжелые минуты. Вот и уходят из храмов эти псевдовоцерковленные люди искать истину в других местах.

Решить проблему разумного воцерковления ребенка призваны воскресные школы. Здесь малышу объяснят азы веры, смысл церковных Таинств и содержание богослужения. Но это частично, ведь если дома он не будет видеть продолжения христианской жизни, то любая такая школа останется лишь развивающим кружком.

Когда детство на исходе

Молодежь – это будущее нашей Церкви. Поэтому первостепенная задача служения современной Церкви – это воспитание и работа с молодежью. Потому что молодость – это прекрасное время, благословенное время, это цветение человеческой жизни. Огромная энергия, огромные силы, огромный потенциал. И как обидно и скорбно бывает, когда молодежь все свои силы, всю свою энергию расходует не в том направлении. Губит свою жизнь, свою молодость, свою душу – в общем, примеров таких мы видим много вокруг.

Задача – показать молодежи другой путь, другой образ жизни. Показать им, что радость может быть не только в наслаждении благами мира, а может быть и в служении. Не в том, чтобы тебе служили, а чтобы ты служил. Во-первых, в служении Богу, во-вторых, в служении ближнему и в общении друг с другом. И чем больше ты служишь Богу и ближним, тем большую радость и счастье ты имеешь в своем сердце.

Наверное, для этого создаются молодежные организации, воскресные школы, волонтерские группы. Сюда приглашают молодежь, ребята общаются друг с другом, познают Христа, познают свою душу, чтобы получить счастье и сохранить свою молодость навечно. Ни в коем случае не нужно замыкаться, потому что замыкание “пахнет” сектой, а мы – члены одной Церкви. Мы общаемся в Православии на уровне прихода, на уровне благочиния, и, конечно же, нужно общаться на епархиальном уровне, нужно общаться между приходами, потому что общение обогащает людей, просветляет и дает надежду, дает стимул работать, наблюдая труды и перенимая опыт других людей.

Достойные примеры

В житиях святых мы часто читаем: “Его родители были христианами. Они воспитывали его в благочестии и вере”. Только тогда, когда ребенок видит перед собою пример воцерковленных родителей, он будет воспринимать их поучения. Подражая им, он будет тренировать в себе христианские добродетели.

Большое значение играет наличие в доме христианских святынь, просфор, святой воды, икон. Почему-то принято считать, что маленькому человеку сложно воспринимать иконы, что якобы ребенку постарше проще воспринимать назначение, смысл и символизм образа. Но насколько оправдана эта точка зрения? Может ли подросток, не видевший икону в детстве, сразу понять ее и принять для себя ее смысл?

Проведенные исследования показали, что чем меньше ребенок, тем полнее воспринимает он суть иконы. Дети воспринимают образ безусловно, не задумываясь над тем, почему выбран именно этот ракурс изображения, именно эти цвета или форма. В основном такое восприятие связано с тем, что рисунки малышей имеют много общего с написанным на иконах. Так, например, для ребенка вполне естественно несоблюдение масштабного соотношения близких и удаленных объектов, предпочтение круга другим геометрическим формам, выбор светлых тонов вместо многочисленных оттенков серого.

В раннем возрасте у ребенка лучше всего развито воображение. Его сознание не засорено всевозможными табу, которые общество навязывает взрослым людям. Поэтому малышу легче понять и принять существование Господа, почувствовать его присутствие, принять помощь Ангела-хранителя. Известны многочисленные случаи, когда маленькие дети рассказывают о том, что к ним в гости приходят Ангелы, а все потому, что их душа открыта навстречу Господу. Так зачем же мы, взрослые, насильно закрываем ее?

В том, чтобы воспитывать детей в православных традициях, нет ничего нового. В дореволюционной России это был единственный допустимый метод воспитания, продиктованный образом жизни людей.

Самым ярким примером воспитания детей в духе Православия служит семья императора Николая II. Живя в роскошных дворцах, Царская Семья вела весьма тихую и скромную жизнь. Дети императора воспитывались строго. Все они, за исключением больного царевича, спали на жестких походных кроватях. Каждое утро принимали холодные ванны. Днем по много часов учились и занимались рукоделием. Многие отмечают, что царские дети были горячими патриотами. Он любили Россию и все русское. Между собой всегда говорили только по-русски. Царская семья – это пример истинного православного воспитания, привития детям таких черт характера, как доброта, честность, простота, кротость, всепрощение, сочувствие, скромность. Каждый день они были на церковных службах. Домашняя молитва и крестное знамение употреблялись так часто, что, по отзывам иностранцев, нелегко было найти, кто бы в этом равнялся с русскими. Вставая от сна, принимаясь за какое-либо дело, выходя из дома и входя в него, проходя мимо Церкви, часовни, иконы или встречаясь с Крестным ходом, слыша звук колокола, садясь за трапезу, отходя ко сну и вставая ночью, наши предки молились, делали поклоны, произносили “Господи, помилуй”. Соблюдая заповеди Божии, учили детей жить в соответствии с ними, не нарушая их и не отступая от них.

А тем временем, в светском обществе, мы много говорим, но мало делаем. Таков уж девиз наших дней. Люди поразительно эрудированны. Они знают, какой нужно принять законопроект, как уменьшить расход газа, как спасти планету, как вырастить следующее поколение. А вот современные дети растут бездуховными. Они не читают книг, не слушают классическую музыку, ни во что не ставят старших. Это показывают в фильмах, доказательства приводят в выпусках новостей, обсуждают в ток-шоу. А государство бездействует. Складывается впечатление, что эти дети нужны только государству в целом, а не своим родителям в частности. А иногда так хочется говорить о хорошем, причем не только по праздникам. Говорить о том, что есть люди небезразличные. О том, что их много, и называют их православными христианами. О том, что под покровом Церкви уже давно существует слаженная система воспитания ребенка, которая в здоровой атмосфере развивает в нем терпимость, человечность и доброту.

Дарья Иванникова