Храм Святителей Московских города Торез

МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД ХРАМА СВЯТИТЕЛЕЙ МОСКОВСКИХ ПЕТРА, АЛЕКСИЯ, ИОНЫ, ФИЛИППА И ЕРМОГЕНА ГОРОДА ТОРЕЗ ДОНЕЦКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)
Адрес: 286600, ДНР, г. Торез, ул. Энгельса, д. 54.
Благочиние: Торезский округ
Год основания: 1998
Время работы: Храм открыт ежедневно с 7:00 до 15:00

О храме:

Храму Святителей Московских – 145 лет. Его история неразрывно связана с историей города. Впрочем, события, происходившие в стране, тоже очень повлияли на его судьбу.

Это был первый храм, появившийся на территории Тореза. Он пережил много: и трагедии разрушения, и возрождение из небытия.

Его дважды уничтожали. Но он, вопреки всему, воскресал, потому что иначе и быть не могло. Слишком много этот храм значит для людей, для Тореза.

 

Без храма души сиротеют

Архивных данных, свидетельствующих об оседлом населении на территории города до последней четверти XVIII века, нет. Эта территория, как и большая часть Приазовья, была в руках крымских татар. И лишь указом императрицы Елизаветы Петровны 1746 года была установлена граница Донской области по реке Миус. На южном его берегу и находилась территория нынешнего Тореза.

Вскоре после окончания Русско-турецкой войны – в 1774 году – многие крестьяне в поисках лучшей жизни переселялись на незанятые земли. Так в 1778 году здесь появились первые поселенцы.

Многие крестьяне нашли себе свободу в Донских степях, да недолго ею пользовались. В 1783 году земли от Миуса до Саур-Могилы Екатерина II подарила генерал-лейтенанту Степану Леонову. С этого времени посёлок стал называться Алексеевка в честь старшего сына генерала Алексея. Посёлок был в основном крестьянским, и лишь с середины ХIХ века началось бурное развитие угольной промышленности в нашем регионе, поэтому многие обездоленные крестьяне переселялись на угольные рудники. Стремительно развивались шахтные поселки.

Слобода Алексеевская переросла в поселок Алексеево-Леоново, который затем был переименован в Чистяково. Численность населения резко увеличилась. Но люди о Боге не забывали: они регулярно посещали храмы. Ближайший приход находился в слободе Грабово в 15 верстах отсюда, поэтому попасть в него было нелегко. Словом, ощущалась острая необходимость в своем, чистяковском храме.

И он был построен: в 1868 году по благословению епископа Екатеринославского и Таганрогского Алексия (Новоселова) на территории поселка появился храм в честь Святителей Московских Петра, Алексия и Ионы. Он был деревянный, в виде креста, и обнесенный каменной оградой. Располагался он на возвышенности, так что был виден со всех сторон.

В архивных данных за 1912 год читаем: “В поселке Алексеево-Леоново Трехсвятская церковь, построенная в 1868 году чаяними поселка. Здание деревянное, на каменном фундаменте, с такою же колокольней в одной связи, покрыто железом. Престол один, во имя трех святителей: Петра, Алексия, Ионы, митрополитов Московских. Прихожан 1922 мужского пола, 1843 – женского. Причт: священник, диакон, псаломщик. Настоятель: священник Михаил Андреевич Скибин, 35 лет (родился 7 ноября 1877 года), псаломщик с 1898 года, священник с 1901 года, имеет набедренник с 1906 года, женат, жена и трое сыновей находятся при нем. Диакон Николай Васильевич Листов, 42 лет (родился 22 марта 1870 года), псаломщик с 1886 года, учитель с 1896 года, диакон с 1906 года, наград не имеет. Псаломщик Василий Ильич Малахов, 44 лет (родился 5 марта 1868 года), псаломщик с 1888 года, наград не имеет, женат, жена, три дочери и сын находятся при нем. Церковный староста – крестьянин Варфоломей Иванович Халимов, 45 лет. Просфорницы: крестьянка Василиса Ивановна Рештаненко, 66 лет, и дочь умершего священника Александра Дионисиевна Захарьева – Агния Александровна, 36 лет. Расстояние от церкви к консистории – 140 верст, к уездному городу Таганрогу-90 верст, к местному благочинному в слободе Грабово – 15 верст, к станции Чистяково второй Екатеринославской железной дороги – 3 версты».

Храм занимал достойное место и в поселке, и в душах людей. Он был центром как духовного, так и общественного единения. При приходе существовало две школы: одна – церковно-приходская, вторая – земская. Также к храму был приписан поселок Ореховский, который находился на расстоянии трех верст.

После Октябрьской революции положение церкви в обществе резко изменилось. Не миновала сия участь и храм в Чистяково. Новый режим опасался объединяющей силы церкви, поэтому власти все время пытались закрыть храм, но богобоязненный народ не раз вставал на его защиту. В такой смуте храм просуществовал до 1937 года, когда и был разрушен чекистами.

Последний настоятель, священник Андрей Шевкаленко, назначен на приход в 1914 году. Человек это был неординарный, отличавшийся особым голосом и певучестью, а также талантом проповедничества. К нему на богослужение приезжали даже из самой Юзовки.

Можно считать, что благодаря отцу Андрею храм в Чистяково не закрыли сразу после революции (что вполне могло быть!). Дело в том, что однажды в начале 1917 года, когда революционные настроения все больше и больше охватывали угольные рудники, в Чистяково приехал большевистский вожак Я. Бойко для пропаганды большевизма среди рабочих. Жандармы хотели его арестовать. Но отец Андрей спрятал революционера у себя дома. Всю ночь они провели в дискуссии, стараясь доказать свою жизненную истину. Но в конце концов каждый остался при своем мнении. Лишь время рассудило их. После этой беседы между ними завязалась дружба.

Впоследствии Бойко, став первым директором треста «Чистяковантрацит», всячески защищал перед местными властями отца Андрея и его приход. Благодаря этому и просуществовал храм вплоть до смерти отца Андрея в 1936 году. После этого церковь закрыли, а в 1937-м разобрали под “предлогом ветхости”, хотя таковым он не являлся.

С разрушением храма город потерял свое духовное лицо, прежний образ жизни…

Здесь молились о Победе

События Великой Отечественной войны заставили многих людей переосмыслить свое мировоззрение по отношению к церкви. Несмотря на атеистическую пропаганду в течение 25-летнего “безбожного” периода, вера в Бога осталась в сердцах людей. Война и лишения очень ее усилили. Не только простой народ обратился к Богу, но и руководство страны. Поэтому стало возможным открытие старых и новых храмов. Народ, удрученный тяготами войны и горем потерь близких , стремился получить утешение у Господа.

С момента разрушения храма многие люди и не помышляли о его восстановлении, но были и такие, кто, помня о Боге, мечтал о несбыточном. И вот в сентябре 1943 года после освобождения города от немцев жители города обратились к властям за разрешением на открытие храма, и оно было получено.

Так как старая церковь не сохранилась, бывший церковный староста В.Халимов, который во времена нэпа имел скобяной магазин, находящийся недалеко от того места, где стоял некогда храм, отдал пустующее здание под храм.

Началась благодатная суета по переоборудованию помещения. Хотя время было суровое, народ обнищал за время войны, но каждый считал необходимым пожертвовать что-нибудь: кто- то нес строительные материалы, кто-то – ткань, кто-то – посуду. То есть у кого что было. Все от мала до велика, как в старые добрые времена, трудились здесь. В кратчайшие сроки – к престольному дню (18 октября) – здание магазина превратилось в храм.

Настоятелем был назначен священник Петр Алексеевич Попов, 1897 года рождения, имевший способности и талант к организации людей, дар проповедничества и убеждения. Он был священником старой Руси, который старался всячески сохранить былой духовный настрой, хотя это было и нелегко, так как богоборческое время наложило свой отпечаток на души чистяковцев.

Верующие люди получали здесь духовную отдушину, сюда они приходили и с горестями, и с радостями, и каждый находил благодатное утешение. Храм стал, как и прежде, центром молитвенного и общественного единения жителей нашего города.

Создав храм земной, люди стремились творить дела Божии: помогали раненым, которые находились в городском госпитале, несмотря на тяжелое материальное положение, собрали пожертвования на танк для танковой дивизии имени Александра Невского. За это храм и его настоятель были награждены Почетной грамотой, которую подписал лично Сталин.

Время шло. После окончания войны с фронта домой вернулись оставшиеся в живых бывшие прихожане, которые затем стали посещать вновь открытый храм. Многие ранее не верующие люди все больше и больше обращались к Богу. Власти, видимо, этому не препятствовали. Приход окреп. В церкви был даже профессиональный хор из 12 человек, которым руководил регент-скрипач Василий Спиридонович Губкин.

В 1948 году община Трехсвятской церкви получила регистрацию и право собственности на здание храма, что давало уверенность в будущем. Опись культового имущества на 1 мая 1948 года насчитывала 478 наименований, это говорит о высоком материальном положении общины.

Однако в 1953 году к власти пришел Н.Хрущев, который проводил более жесткую политику по отношению к церкви. С этого времени для прихода начались новые испытания. Они длились до 1964 года, когда Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР решил закрыть храм (решение от 10.06.64г.), снять с регистрации общину, изъять здание, так как “община ослабила свою деятельность, многие верующие стали посещать соседние приходы, доходы снизились и т.д.”. Одним из доводов власти было и то, что “ближайший приход находился на расстоянии одного километра”. Эти “аргументы”, приведенные в документе явно надуманы и не соответствовали действительности.

Узнав лихую весть о закрытии храма, люди были в ужасе. Многие  негодовали, но против решения чиновников ничего не могли сделать. Как вспоминают очевидцы тех событий, с храмом прощались как с горячо любимым и дорогим сердцу человеком. Последняя служба прошла в неутешных слезах. Многие за 21 год существования церкви прикипели к ней всей душой. Несмотря на это, ее все-таки закрыли. Здание храма было национализировано.

В течение двух лет оно пустовало: никто не хотел им воспользоваться, так как все знали, что место это святое. У людей еще теплилась надежда, что храм возобновит свою деятельность. Но мечты их были тщетны. В 1966 году сломали колокольню и сняли купол с крыши, здание переоборудовали и передали обществу охотников и рыболовов, которое разместило в нем правление, магазин, а там, где был Алтарь, сделали лекционный зал. Несмотря на то, что здание было поругано, многие жители нашего города все-таки называли его храмом.

С верой в будущее

С началом перестройки в СССР отношение к церкви резко изменилось в лучшую сторону. Государство повернулось к ней лицом. Стали возможными проповедь православия, открытие новых и восстановление поруганных храмов и монастырей.

Почти треть века в душах людей нашего города жила надежда на восстановление любимого храма. А в начале 1998 года встал вопрос об организации общины в честь Святителей Московских. Она явилась правопреемником закрытой в 1964 году Трехсвятской церкви Чистяково, ибо память об этом храме, несмотря на долгие годы запустения, осталась.

5 января 1998 года Его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Иларион, архиепископ Донецкий и Мариупольский, на основании прошения жителей города об открытии храма благословил создание общины, принятие Устава и ее регистрацию.

С этого момента началась новая эпоха в истории нашего храма. 17 февраля 1998 года община получила регистрацию в отделе по делам религии при Донецком облисполкоме. Тяжбы по возврату здания продолжались в течение полутора лет. Наконец в канун Пасхи 1999 года здание храма было передано общине.

На самый большой православный праздник было совершено первое, хотя и краткое праздничное Богослужение, на которое собрались многие жители нашего города, чтобы разделить радость возврата святыни. Со временем сюда вернулись дожившие до этих святых дней прихожане, хористы некогда знаменитого на всю округу хора, были возвращены уцелевшие иконы и церковная утварь.

Особо хочется сказать об иконе “Тайная вечеря”. которую передали общине из Свято-Михайловского храма. Как позже выяснилось, эта икона – из иконостаса первого чистяковского храма, разрушенного в 1937 году.

4 июня 1999 года настоятелем храма был назначен иерей Алексий Сериков (ныне архимандрит Авраамий).

Но это было только начало. Верующим предстояло много трудов по переоборудованию здания, так как охотники использовали его как магазин, были разрушены колокольня и снят купол.

Люди с верой в помощь Божию прикладывали все усилия к тому, чтобы вернуть храму прежнюю славу и красоту. На строительные работы приходили как верующие, так и люди нецерковные – Господь объединил всех. Многие из них впоследствии стали достойными христианами. В кратчайшие сроки – за 4 месяца – здание было реконструировано. И на первый престольный праздник в честь Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогана храм предстал в обновленном виде. Многие гости, которые в этот день прибыли на торжества , а их было более 500 человек, духовно радовались возвращению некогда поруганной святыни.

Но впереди было еще много работы по благоустройству территории, строительству колокольни. В 2000 году рядом с храмом были приобретены несколько домов с участками земли для создания трапезной и подсобных помещений. Казалось бы, делается невозможное, но Господь не оставляет храм Своей милостью, а Святители Московские покрывают его.

В праздник Святого Великомученика и целителя Пантелеймона нашему храму была подарена икона целителя Пантелеймона с частицей его святых мощей, которая была написана в 1902 году на святой горе Афон. С этого момента эта икона стала особо почитаемой не только прихожанами нашего храма, но и жителями всего города. Каждый четверг в 13.00 перед этим святым образом совершается водосвятный молебен. И всяк с верой приходящий к данному образу получает исцеление, о чем свидетельствуют те дары, которые принесены сей иконе.

В марте 2002 года началась капитальная реконструкция церкви. На месте старой разрушенной деревянной колокольни, которая находилась впереди храма, возвели новую каменную. Здание обложили кирпичом. Крышу перекрыли металлом, заменили окна и двери. Последней точкой в реконструкции стало поднятие нового золоченого купола с крестом, который горит на солнце, возвещая всему городу о том, что здесь находится православный храм. К празднику Крещения Господня на колокольне были установлены новые колокола, которые своим благовестом теперь призывают жителей Тореза на Богослужения.

Восстановив храм физический, пришло время восстановления душ человеческих, возвращая их Богу. Для этого с 1 сентября 2002 года при храме начала действовать воскресная школа для детей и взрослых. На занятиях дети постигают азы закона Божия, учатся доброте и нравственности, занимаются рукоделием. Взрослые изучают Священное Писание, знакомятся со святоотеческим наследием и основами литургики, получают ответы на волнующие их жизненные вопросы, тем самым становясь полноценными участниками Богослужений.

Великом постом перед светлым праздником Пасхи Христовой 2003 года был организован профессиональный хор из числа прихожан, которым руководит регент Л.К.Гречишкина. Хористы особое внимание уделяют преемственности песнопений от старых певчих, которые пели в храме до его закрытия, тем самым продолжая старые традиции хорового пения.

В мае 2003 года настоятель храма, Протоиерей Алексий Сериков и приходской совет храма обратились к Высокопреосвященнейшему Илариону, митрополиту Донецкому и Мариупольскому, за благословением на строительство памятной часовни на месте некогда стоявшего первого чистяковского храма, который находился в районе городского парка. Владыка благословил создание общины в честь Святого Великомученика Георгия Победоносца и строительство часовни, которое приурочивали к 60-летию освобождения Донбасса. За основу проекта была взята купольная часть первого чистяковского храма Святителей Московских.

С июня начались строительные работы. Идею возведения часовни особо поддержал ЧП В.Н.Карпухин, который внес основную лепту в реализацию благого дела.

В 2008 году строительные работы и благоустройство часовни были полностью окончены. В канун престольного праздника владыка Иларион совершил Всенощное бдение в храме Святителей Московских, по окончании которого посетил часовню и благословил ее освящение. 19 октября соборным богослужением, которое возглавил благочинный Торезского округа, протоиерей Алексий Сериков, был совершен чин освящения часовни.

С этого момента торезцы получили благодатную возможность молитвенного посещения Свято-Георгиевской часовни, которая поистине явилась не только архитектурным украшением центра города, но и духовным местом, к которому приходят торезцы для молитвенного общения с Богом. Каждую субботу в 14:00 совершается панихида по почившим жителям города, а в воскресенье в 14.00 – молебное пение Святому Великомученику Георгию Победоносцу.

Указом Высокопреосвященнеишего Илариона, митрополита Донецкого и Мариупольского, от 3 августа 2007г. благочиннический округ был перенесен со Свято-Георгиевского собора Макеевки в храм Святителей Московских. Храм получил статус благочиннического, будучи центральным храмом города.

Благочинным был назначен настоятель храма Святителей Московских Протоиерей Алексий Сериков.

В 2009 году силами прихожан на территории храма было построено новое здание, которое планировалось под крестильню. Но в нём пришлось оборудовать храм, так как старое здание, несмотря на ремонт и реконструкцию, не выдержало испытания временем. Оно начало проседать, стены лопались.

И вновь встал вопрос о судьбе храма. Денег у общины на строительство нового не было. Много было мыслей и идей, как спасти здание, но специалисты признали его аварийным.

Прихожане, узнав о беде, не отчаялись. Положившись на волю Божию, приняли решение: разобрать старый храм и на его месте воздвигнуть новый. В праздник Вознесения Господня 2010 года храм посетил викарий Донецкой епархии, Преосвященнейший Варнава, епископ Макеевский. По окончании Богослужения он провел приходское собрание, главным на котором был вопрос о строительстве нового храма. Был составлен протокол, на основании которого настоятель и община обратились к митрополиту Донецкому и Мариупольскому Илариону с прошением на разрешение разборки старого и строительство нового храма. Разрешение было получено.

В день Святаго Духа была отслужена последняя литургия, а назавтра почти все прихожане и священники из ближайших приходов собрались, чтобы проститься со старым храмом, который они успели так полюбить. Был отслужен благодарственный молебен, во время которого все благодарили Господа и Святителей Московских за их милость. После молебна торжественно крестным ходом перенесли святой Престол в приспособленное здание крестильни и освятили её.

Вновь начались трудовые будни. Надо было разобрать старое здание, приготовить площадку под строительство, и тут пришли на помощь казаки под руководством верховного атамана Союза казачьих организаций Украины Н.Н Коваленко и атамана Торезского полка В.И.Бондаренко, которые трудились не покладая рук.

Но основным был вопрос, где взять стройматериалы. Господь не оставил своих чад. Многие жители города спешили помочь: кто материально, кто трудом. Особую лепту в строительство храма внесли ЧП В.Н.Карпухин, генеральный директор ГП “Торезантрацит” О.А.Марштупа, ЧП Н.П.Мацаренко, Ю.Н.Темляков, Т.С.Костюченко и многие другие, пожелавшие остаться неизвестными. Благодаря им, приобрели все необходимые строительные материалы. Прихожане с радостью приступили к строительству, помня, что, строя храм земной, мы строим храм в своей душе и на небе.

Так как наш храм посвящён Святителям Московским, за основу проекта взяли архитектуру московских храмов XV-XVI веков. Мужчины организовали бригаду и сами своими силами воздвигли фундамент и стены, накрыли крышу, залили бетонное перекрытие и сделали отопление, оштукатурили храм внутри. Все делали с любовью – как себе, ибо строили Дом Божий. Много было искушений, но с молитвой все преодолелось.

Несмотря на то, что во время стройки все были вынуждены молиться в небольшом, тесном помещении, никто не оставил своего храма, перенося тяготы как радость. К Светлому Христову Воскресению 2012 года основные строительные работы были окончены, и владыка Иларион благословил начало Богослужений в новом здании. Украшением храма стали резной четырёхъярусный иконостас, золоченая церковная утварь, которые придали зданию облик Дома Божьего. Воистину сбывается народная мудрость: “Не было бы счастья, да несчастье помогло”. И сегодня мы имеем не ветхое здание молитвенного дома, а типовый храм, который гармонично вписался в местность, украшая ее так, что кажется: он стоял здесь вечно.

Духовенство: