Храм святителя Николая пгт. Ольгинка

О храме:
Белокаменный Свято-Николаевский храм в Ольгинке начали строить в самом начале ХХ века вместо деревянной церкви, называвшейся в честь великомученика Димитрия Солунского. Почин был неудачным едва приступили к возведению стен, как фундамент просел. Пришлось его полностью разбирать и начинать все сначала.
Во второй раз подошли к делу более продуманно и основательно. Прочность раствора проверяли так: соединяли им шесть кирпичей, приподнимали их и держали на весу, добиваясь, чтобы они не распадались. В общем, надеялись, что храм простоит столетия. Можно не сомневаться, что так бы оно и было, если бы церковь не разрушили меньше чем через 80 лет. Закончили строительство храма и освятили его в 1912 году.
Службы правились в нем недолго — закрыли храм уже в середине 30-х годов, в разгар сталинских репрессий, направленных как против верующих, так и неверующих. Тогда же сняли колокола и крест с купола колокольни. К кресту и самому большому колоколу привязали тросы и стащили их с помощью трактора. Колокол, рухнув на землю, раскололся. Осуществили эту безбожную акцию местные активные коммунисты. Куда подевались колокола, никто не помнит, а что касается икон, то большую их часть перенесли в школьные мастерские, где использовали в учебных целях на уроках труда давали ученикам строгать, уча владеть рубанком.
– Однако мой дедушка вскоре добился того, что церковь снова открыли, рассказывает жительница села Клавдия Николаевна Шейко. – Он пешком дошел до Москвы, сумел попасть на прием к самому всесоюзному старосте Калинину. После этого в церкви снова разрешили совершать службы, однако длилось это недолго. А моему дедушке через некоторое время отомстили за то, что ходил жаловаться, упекли в тюрьму. Правда, вскоре отпустили.
В третий раз добро на открытие церкви дали в 1941 году немцы, оккупировавшие Донбасс. Некоторые из них иногда и сами захаживали на богослужения. К слову, о немцах старожилы Ольгинки вспоминают без ненависти – в их селе сами фашисты никого не расстреливали, не насиловали, лютовали и зверствовали в основном назначенные ими полицаи из местных. Впрочем, некоторые утверждают, что якобы перед самым отступлением в 1943 году немцы закрыли в храме деревенскую молодежь и хотели взорвать, но стремительно наступавшие советские войска помешали им осуществить это злодеяние.
Как вспоминает служивший в то время в храме пономарем Алексей Павлович Кучеренко, после освобождения села церковь снова закрыли, а ее настоятеля о. Пантелеймона посадили. За решеткой он и скончался. Но в конце войны Сталин, как известно, не только ослабил гонения на православную церковь, но и даже выпустил из лагерей часть выживших священнослужителей, а также разрешил открыть ряд монастырей и храмов, в том числе и Свято-Николаевскую церковь Ольгинки.
Уже после смерти вождя народов (то ли в 54-м, то ли в 55-м году) храм закрыли окончательно. Все уцелевшие иконы и утварь изъяли, иконостас разломали, роспись на стенах закрасили. Сперва в церкви хранили зерно, а потом превратили ее в клуб, в котором оборудовали кинозал, танцзал и библиотеку. А на месте алтаря разместилась сцена. Некоторые местные жительницы сейчас с раскаянием вспоминают, как они задорно и весело пели на ней и плясали.
Почти 30 лет в бывшей церкви был клуб. С годами некогда величественное здание приобретало все более и более плачевный вид, несмотря на то что на его ремонты неоднократно перечислялись деньги из госбюджета. Как полагают местные жители, руководство поселкового совета и клуба большую их часть расходовало не по назначению. По мнению жителей, чтобы спрятать концы в воду, руководители обратились в вышестоящие инстанции с предложением совсем разрушить якобы безнадежно обветшавший клуб и построить новый.
Узнав об этом, многие жители села выступили против такой кощунственной идеи. Учитель местной школы Николай Сергеевич Причина собрал подписи под составленным им коллективным письмом в защиту храма, в котором отстаивал его не как культовое здание, а как ценный памятник архитектуры (на тот момент такого рода церквей в Украине было всего три). Письмо отправили в Верховный Совет Украины.
Через некоторое время в Ольгинку приехала тогдашний председатель Президиума Верховного Совета Украины Валентина Шевченко, которая была родом из этих мест и избиралась в народные депутаты по Волновахскому округу. Осмотрев бывший храм, она и прибывшие с ней высокопоставленные чиновники пришли к выводу, что здание находится в аварийном состоянии и поэтому подлежит сносу.
И вот в августе или в сентябре 1983 года (точную дату никто вспомнить не смог), взрывники из Новотроицкого рудоуправления заложили взрывчатку в центральный купол и в пробуренные вокруг храма шурфы (говорят, взрывчатки было так много, что за эти деньги можно было бы купить новенькую «Волгу»). Близлежащую территорию оцепила милиция. Когда прозвучали взрывы, земля содрогнулась, во многих домах повылетали стекла. Однако, несмотря на мощные взрывы, храм устоял, свалился лишь купол да треснули и просели стены. Штукатурка осыпалась и открылись церковные фрески. Раствор в самом деле оказался сверхпрочным. Тогда решили довершить дело большой металлической бабой, укрепленной на стреле экскаватора. Его перегоняли из рудоуправления чуть
ли не неделю.
После того, как стены наконец обрушили, их останки целую ночь вывозили КрАЗами куда-то за село. Выкопали подчистую и вывезли вместе с землей даже фундамент, в который при закладке храма была вделана частичка мощей Николая Угодника. От былого храма не осталось ничего, более того он стоял на возвышении, а теперь в том месте низина. Кое-что перепало некоторым местным жителям – самые предприимчивые в ту же ночь растащили все, что плохо лежало : кирпичи, гранитные плиты…
Рассказывают, что потом некоторых из тех, кто жил в отстроенных на церковных фундаментах домах, ночами мучила бессонница им чудились колокольные звоны и церковное пение. А одна жительница села утверждает, что такие же звуки она недавно услышала, проходя средь бела дня через то место, где стоял храм. Еще рассказывают, что некоторые из тех, кто был непосредственно причастен к разрушению церкви, вскоре за это поплатились – различные болезни, беды и напасти обрушились либо на них самих, либо на их родственников. Так, сын тогдашней заведующей клубом несколько лет назад убил своего отца (ее мужа).
Известный в Донбассе схиархимандрит о. Зосима, создавший в расположенном неподалеку от Ольгинки селе Никольском два монастыря, узнав о разрушении храма, сказал, что над деревней и ее обитателями будет до тех пор довлеть проклятие, пока на месте взорванной церкви не возведут хотя бы часовню. При этом он напомнил библейские слова: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня».
Пока там, где некогда возвышалась церковь, установили только большой металлический крест, на постаменте которого выгравировали надпись: «На сем месте был престол храма Святителя Николая. Разрушен варварами ХХ-го века». Символично, что прямо за этим крестом стоит новый двухэтажный клуб.
Но есть, слава Богу, в Ольгинке и православная церковь. Под нее поссовет отдал здание, когда-то принадлежавшее разрушенному Свято-Николаевскому храму и стоявшее рядом с ним. В дореволюционные времена в нем была крестилка и церковно-приходская школа, а затем – библиотека, продуктовый магазин.
Первой добиваться открытия в Ольгинке храма начала уже упоминавшаяся Клавдия Николаевна Шейко. По примеру своего деда, ходившего пешком к самому Калинину, она три года обивала пороги различных инстанций, повсюду писала письма. Наконец в 1992 году их общине выделили помещение под храм в старой школе. А спустя несколько лет им удалось перебраться в нынешнее помещение – на свою законную церковную территорию. Привели в Божеский вид, водрузили на крыше небольшой купол с позолоченным крестом. Кстати, устанавливали его в день Святителя Николая – 19 декабря. В этот престольный праздник храма Господь даровал его прихожанам двойную радость – они увидели, как в небе возле солнца явилась радуга.
Община здесь хоть и небольшая, но дружная. По воскресеньям после литургии они устраивают общие трапезы, на которые приносят продукты из дома – кто чем богат.
Престольный праздник 19 декабря