Тернистый путь церкви

Кто не помнит свою историю, тот обречен пережить ее заново

 

Православные общины в Красноармейском районе начали появляться после уничтожения Екатериной II Запорожской Сечи. Связано это было с созданием Азовской губернии в 1774году и Екатеринославской епархии в 1775 году.

 

Одной из первых церквей в районе можно считать Гродовскую, которая еще в 1750 году уже значилась в этом староказацком селе. Именно здесь, в балке Холодной, где берут начало Казенный Торец и Соленая, был зимовник казаков – запорожцев. После ликвидации Сечи тут селятся и выходцы из свыше 800 поселенцев.

 

В начале 1793 года в Гродовке открываестя самостоятельный приход и возводится деревянная церковь. Община выбирает уполномоченных, которые и вели все дела, связанные со строительством церкви. Это были авторитетные люди – атаман Филипп Сердюченко, сотник Иван Малец. На средства общины для будущей церкви выделили необходимые для строительства материалы и отвели 120 десятин земли. В 1798 году Синод принимает решение, согласно которому «…община, которая инициировала строительство церкви, должна строить ее на свои средства, а также содержать священнослужителя».

 

9 декабря 1799 года на имя Новороссийского епископа Афанасия приходит прошение от жителей села Новоэкономического о разрешении на заведение церкви и у них, ибо ни здешний люд, ни Михайловка и Гришино, в которых насчитывалось 655 душ, ни к какому приходу не принадлежали. Все их религиозные потребности исправляли гродовский и святогоровский (речь о селе Святогоровка) священники. И хотя расстояние от Новоэкономического до Гродовки не очень велико, весной и осенью когда разливался Казенный Торец, добраться до Гродовки было практически невозможно. Именно из за этого и дали жители Новоэкономического письменное обязательство простроить общиной церковь и жилье для священника. В июле 1800 года Новороссийская консистория разрешает это строительство, на которое средства были пожертвованы местными жителями.

 

В 1801 году появился указ о запрете строительства церквей из дерева, и потому в XIX в. В селах на территории нынешнего Красноармейского района церкви возводятся из камня. В 1804 году появляется Покровская церковь в Гришино, которая на протяжении 1884 и 1908 годов перестраивалась.

 

В 1815 году жители Сергеевки заложили храм и в своем селе. В й840 году, по инициативе помещиков Сонцовых, в селе Сонцовке (ныне Красное) строится храм в честь Святых апостолов Петра и Павла.

 

В начале ХХ столетия возникла потребность в возведении новой церкви в Новоэкономическом, поскольку существовавшая там деревянная уже не могла вместить всех верующих. Ее закладка состоялась 26 августа 1907 года. Было подано пять проектов. Прихожане своими силами высекали камень, обжигали кирпич ( благо, здесь были кирпичный завод и карьер с черной глиной и камнем). Когда выкладывали стены, в раствор добавляли яйца, которые собирали по всей округе и привозили в огромных корзинах. 24 сентября 1911 года состоялось освящение храма.

 

Это строительство стоило 99 тысяч золотом. Одна ограда церкви стоила 16 тысяч золотом. Высота колокольни достигла 41 метра, а главного купола изнутри – 26 метров. Старую деревянную церковь в том же 1911 году разобрали и продали верующим села Коптево.

 

К сожалению, церковной архитектуре и всей Церкви огромный урон нанесли антирелигиозные советские кампании в 20-30-е и 50-60-е годы ХХ века. В1921 году большевики, прикрываясь гуманными лозунгами борьбы с голодом, повели массовое изъятие культовых предметов из серебра и золота. Вот как писал об этом в своих воспоминаниях активный участник тех реквизиций В.Ф.Белявец:

 

«По указанию губисполкома в Гришинском округе началось изъятие золотых предметов и ценных вещей в церквях. Выезжали целыми бригадами свыше десятка бойцов… Мне было поручено возглавить группу, которая выезжала в Святогоровку. Церковный староста с разрешения священника открыл нам церковь. Началось изъятие ценностей, свидетелями чего было много верующих. Я им рассказывал о положении в стране, связанном с голодом. Когда очередь дошла до большого золотого креста возле главного входа в алтарь, поп взял его и, обращаясь к присутствующим сказал: «Верующие миряне, сей крест из рук верующих в руки неверующих я отдать не могу. Бог покарает этих нелюдей.» Верующие заволновались и стали кричать, угрожая нам. Кто – то хотел вырвать винтовку из рук охранника, кто – то пытался схватить нас. Пришлось применять оружие…»

 

Не менее интересны воспоминания М.Н. Железняка: «В1928 году в Сергеевке отремонтировали церковь. На колокольне верхолазы поставили шестипудовый позолоченный крест. За их работой наблюдали все односельчане, затаив дыхание: а вдруг верхолазы сорвутся и разобьются? Но все обошлось. Когда смельчаки спустились на землю. Их забросали подарками – платками, полотенцами, деньгами…»

 

Но через несколько лет церковь эту взорвали по инициативе тогдашнего председателя сельсовета Видющенко. Поскольку сергеевские строители были настоящими каменотесами, взрывчатку пришлось закладывать несколько раз. Позже оставшийся фундамент пытались использовать для строительства клуба, но ничего из этой затее не вышло.

 

В Красном служба Божия осуществлялась до 30-х годов ХХ столетия. В 1935 году церковь закрыли, но после войны отремонтировали, даже были попытки возобновить службы. Но они продолжались недолго. В 1953 году храм снова закрывают, а еще через три года начали использовать под колхозный склад.

 

В 1937 году были попытки превратить в руины и церковь в Новоэкономическом. На этот старосветский храм подняли руку местные активисты С.Петров. А.Бардусов. Как вспоминали старожилы, комсомольцы, как саранча, облепили колокольню и купола, стучали по ним, расшатывали кресты. Сбрасывали колокола, а из храма повыносили иконы. Собрали их в кучу и топтались по ном ногами. А потом все ценное нагрузили на воз и вывезли в неизвестном направлении. Святотатство на этом не закончилось: к колокольне привязали трос и с помощью трактора сбросили ее верхушку на землю. Даже ограду не оставили в покое – разобрали, а из ее камня выложили забор для больницы, которая строилась в соседнем Димитрове. Со временем на месте искалеченного храма комсомольцы пытались создать клуб, но из этого ничего не вышло, разве что зерносклад местного колхоза.
 

В 1957 году под давлением властей была ликвидирована община Свято-Покровского храма в Гришино, который тоже стал складом колхоза.
 

Больше, правда, повезло церкви села Красное. Скорей всего, потому что здесь крестился знаменитый земляк-композитор Сергей Прокофьев. В 1989 году ее поставили на учет как памятник архитектуры области. А в период подготовки к празднованиям по случаю 100-летия со дня рождения композитора храм обновляют и возобновляют службу в нем.
 

Решением Донецкого облсовета храм села Гришино также ставят на учет как памятник архитектуры. А по инициативе священнослужителей храма Рождества Пресвятой Богородицы в Новоэкономическом сегодня продолжается сбор средств на восстановление колокольни и 100-летие со дня закладки храма (напомним, заложен он был 27 августа 1906 года).
 

Николай Яцюк, историк и краевед г. Красноармейск.

(По публикации в газете «Труд». Перевод с украинского)