9 июня в 10.00 в сквере им. Калинина по пр. Павших Коммунаров, 102 состоятся общественные слушания на тему: “Сохранение границ сквера им. Калинина по пр. Павших Коммунаров в границах, утвержденных решением исполкома городского совета от 28.08.96 №91, и о целесообразности строительства на территории сквера культовых сооружений”. Инициатором общественных слушаний выступила группа жителей Калининского района города Донецка. К участию в мероприятии приглашаются члены городской общественности, а мнения участников, озвученные в ходе слушаний, будут учитываться депутатами Донецкого городского совета при принятии соответствующих решений. Причиной созыва общественных слушаний стали недопонимания, возникшие между группой местных жителей, с одной стороны, и прихожанами местной православной общины в честь Рождества Пресвятой Богородицы, с другой. О сути конфликта журналисты “Донбасса православного” попросили рассказать пресс-секретаря Донецкой епархии протоиерея Георгия Гуляева. – Отец Георгий, какова история миссии Донецкой епархии в этом районе г. Донецка? – Число православных верующих в городе Донецке растет с каждым днем. В то же время люди уже не ходят в храмы, как в недавнем прошлом, два раза в год. Они хотят, чтобы храм был недалеко от места, где они живут и работают. Поэтому в последнее десятилетие появились сотни храмов в шахтерских городах и поселках, на предприятиях металлургической и химической промышленности. По благословению митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона община в честь Рождества Пресвятой Богородицы в г. Донецке была создана в 2008 году. Основными прихожанами стали сотрудники ООО “Шахтостроительная компания “Донецкшахтопроходка”, главный офис которой расположен по проспекту Павших Коммунаров в Калининском районе города. Для них в здании компании была оборудована молитвенная комната, которую стали посещать не только сотрудники предприятия, но и жители близлежащих домов, для которых православный священник совершает молебны. – Но ведь естественным желанием для любого верующего человека является участие в церковных Таинствах, для чего необходимо наличие храма. – Храм для верующих – это святыня, место, где совершается Таинство Евхаристии. В былые времена делом чести для жителей любого населенного пункта было строительство храма. Наши благочестивые предки самое маленькое поселение, если в нем была церковь, называли селом, а если не было – деревней. Это говорило и о культурном уровне жителей, и об их благочестии. Ведь в храме совершается молитва и о живых, и о усопших, человек прививается к традиции, учится жить по Заповедям Господним. Нами было разработано несколько проектов, один из которых предполагает строительство небольшого храма в центе сквера им. Калинина по проспекту Павших Коммунаров. Старожилы знают, что еще в 70-х годах прошлого века сотрудники “Донецкшахтопроходки” участвовали в разбивке этого сквера, находящегося в непосредственной близости от административного здания предприятия, а также занимались его благоустройством. В планах верующих общины Рождества Пресвятой Богородицы предполагается строительство небольшого храма (общей площадью 260 кв. м) на месте разрушенного вандалами фонтана с последующим благоустройством прилегающей территории (более 2 га), на которой должен быть сохранен весь массив зеленых насаждений, а также обустроена детская площадка. Главным управлением городского строительства и архитектуры Донецкого горсовета было выдано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка. – Насколько нам известно, подобные добрые намерения вызвали неадекватную реакцию со стороны некоторых общественных сил. – К сожалению, 14 апреля этого года, в Великую Субботу, в преддверии светлого праздника Пасхи, была проведена акция по уничтожению ограды вокруг фонтана в сквере им. Калинина. Организаторы акции привлекли для участия некоторых местных жителей, а также подростков и детей (всего около 100 человек). Вооружившись мегафонами и плакатами, митингующие сначала выражали свое мнение, а затем перешли к активным действиям: домкратами подорвали опоры ограды, а затем “воодушевили” детей и подростков разрушить забор. По моему мнению, требования и методы организаторов акции противоречат здравому смыслу. Меня настораживает категоричность активистов, выступающих якобы от имени всех жителей Калининского района. – Отец Георгий, не секрет что сквер имени Калинина давно является “горячей точкой” областного центра… – Несколько лет назад местные жители активно выступали против постройки в сквере то ли магазина, то ли высотки. В этом случае акции протеста понятны и вызывают сочувствие. Но, если задуматься, строительство храма – это единственная возможность предотвратить какую-либо застройку сквера и благоустроить его. Будет стоять храм, при этом ни одно дерево не будет спилено, а сквер будет ухожен, и тогда необходимость в акциях по защите сквера отпадет сама собой. Пожалуйста, живите, воспитывайте детей, кто хочет – заходите в храм, кто не хочет – просто гуляйте в чистом и ухоженном сквере. На сегодня достаточно просто пройтись по городу и увидеть – местность вокруг храма преображается – здесь всегда чисто, уютно, безопасно. Но, к сожалению, организаторы акции по разрушению забора вокруг предполагаемого места стройки думали иначе. Они использовали антицерковные лозунги, а затем в СМИ последовала мощная информационная кампания против Церкви и верующих. Чего стоят одни заголовки в Интернете: “У Донецьку громадяни виступили проти московського храму”, “Дончане взбунтовались против строительства очередного храма”, “В Донецке снесли забор на месте будущего храма МП: “”Кирилл, убери руки от сквера!”, “РПЦ. Донецкие шахтеры выступили против постройки очередного притона РПЦ (ФСБ)”. Пока несколько десятков жителей Калининского района ломали забор, сотни тысяч дончан готовились к богослужению и на Пасху заполнили православные храмы города, области, всей Украины. Шахтеры молились в Святогорской Лавре и монастырях Донецкой епархии, а в “очередном храме” освящали куличи, утешали страждущих, раздавали милостыню, кормили голодных. Но об этом журналистам в сети писать неинтересно. Уж лучше “дончане взбунтовались”… Вызывает огорчение сам факт неуважительного отношения к памяти шахтеров Донецка – сотрудников ШСК “Донецкшахтопроходка”, погибших от последствий ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, ветеранов-шахтопроходчиков, многие годы трудившихся на благо города. Эти люди вправе иметь место молитвы о своих близких в том месте, где прошла и проходит их трудовая деятельность. – Что вы ожидаете от общественных слушаний, намеченных на 9 июня этого года? – Лично я хочу мира и честности. Пусть дончане услышат мнение Православной Церкви, а не домыслы протестующих. Конечно, верующие будут отстаивать свое право на исповедование веры, окормление сотрудников предприятия – шахтопроходчиков и членов их семей, а также жителей района, как нам гарантирует Конституция Украины. Мы готовы предоставить местным жителям определенные гарантии, которые должны, по нашему мнению, устроить все стороны конфликта. – Что бы Вы пожелали читателям “Донбасса православного”? – Я приглашаю дончан 9 июня, в субботу, в 10:00 прийти на общественные слушания и высказать свое мнение по вопросу строительства православного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы в сквере им. Калинина по проспекту Павших Коммунаров. – Благодарим за интервью!
|