Святогорская Лавра отпраздновала день тезоименитства своего наместника

тезоиментиство_архиепископа_Святогорского_Арсения (10)19 мая в Свято-Успенской Святогорской Лавре отмечали сразу несколько праздников — память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, преподобного Арсения Великого и день тезоименитства владыки наместника, Высокопреосвященнейшего архиепископа Арсения. Эти праздники перенесли с 21 мая, поскольку в этот день Святой Церковью празднуется двунадесятый праздник Вознесение Господне.

Как сообщает официальный сайт Свято-Успенской Святогорской Лавры, торжественное праздничное богослужение началось водосвятным молебном с чтением акафиста преподобному Арсению Великому. Около 9:00 была встреча владыки-именинника — Высокопреосвященнейшего Арсения, архиепископа Святогорского, который и возглавил праздничную Божественную литургию. Сослужили ему епископ Иннокентий (Шестопаль) и лаврское духовенство.

В этот день помолиться со своим архипастырем приехали сёстры лаврского скита «Всех скорбящих Радость» и жители села Богородичное, прихожане храма великомученика Георгия Победоносца в селе Долина, паломники из Харькова и других близлежащих к Лавре городов и селений. К сожалению, далеко не все желающие смогли сегодня приехать помолиться со своим любимым архипастырем (обычно в этот день храм переполнен). Но верится, что все они в этот день пребывали с ним молитвенно и приобщились той благодатной пасхальной радости, что переполняла сердце каждого, кто сегодня имел счастье присутствовать на праздничной службе.

Слово в этот день, конечно, говорил владыка Арсений и посвящено оно было двум величайшим святым, чествуемым сегодня — апостолу и евангелисту Иоанну Богослову и преподобному Арсению Великому, Небесному покровителю владыки.

В проповеди говорилось о беспримесной, глубокой и жертвенной любви и девственной чистоте апостола и евангелиста Иоанна Богослова, за которые Господь сподобил его особых даров — быть избранным, любимым учеником Своим, удостоившимся в числе немногих участвовать в самых знаковых Евангельских событиях. Так, мы видим его в доме дочери Иаира при её воскрешении, на горе Фавор, видим его в Гефсиманском саду… Также, вспоминая Тайную Вечерю, мы видим, что только апостолу Иоанну Господь открывает, кто Его предатель. Впоследствии Иоанну Богослову были открыты тайны кончины мира и он на острове Патмос написал Апокалипсис или Книгу Откровения, по мнению святых отцов, самую загадочную книгу Священного Писания. И наконец, одному ему Господь даровал столь великое утешение — быть нареченным братом Господним, когда к безутешно плачущему у креста Своего горячо любимого Учителя ученику Он обратился с тихими словами: «Се, Матерь твоя!», указуя на Пречистую Деву Марию, Матерь Свою, к которой прежде этого обратился с подобным словом: «Жено! Се, сын Твой!» (Ин. 19, 26-27). Быть усыновлённым Самой Божией Матерью, быть Её хранителем — такая высокая честь была доверена любимому ученику Христа Иоанну Богослову.

Святая Церковь именует апостола Иоанна Богословом и даже нарекла его «апостолом Любви», поскольку все творения святого любве-центричны: как солнечным светом, пронизано, дышит любовью каждое сказанное им слово.

Переходя к преподобному Арсению Великому, владыка наместник, прежде всего, отметил, что немного в Церкви святых, удостоенных такого сильного звания — Великий. И одним из таких, по мнению Церкви, Великих её светильников есть преподобный Арсений. От юности впитавший благочестие, одарённый и образованный, он был замечен самим императором и призван быть учителем и наставником двум своим подрастающим сыновьям. Но мирская слава и почёт, окружившие его во дворце, а также дворцовые интриги смущали дух будущего святого и сильно тяготили его, душа его любила одного Бога и жаждала служить только Ему одному. Поэтому, призрев всё, что имел, он отправляется в пустыню и там, в аскетических подвигах и непрестанной молитве, всю свою оставшуюся жизнь посвящает служению столь любимому им Богу.

Говоря о том, что же связывает этих двух святых — апостола и евангелиста Иоанна Богослова и преподобного Арсения Великого, владыка наместник уверен: этих угодников Божиих объединяет всецелое исполнение ими заповедей «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим» и «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Потому Господь и управил так, что эти два угодника Божиих празднуются в один день, ибо всей своей жизнью они являют нам пример преданнейшей любви к Богу, самозабвенной, жертвенной, любви до самоотвержения. И в нашей жизни тоже есть примеры такой любви, а сколько таких примеров знает святая Церковь! Взять хотя бы святителя Луку Войно-Ясинецкого, который, будучи в ссылке, просил освободить его на время военных действий, чтобы помогать на фронте раненым в качестве бесценного хирурга, а по окончании военных действий выявлял беспрекословную готовность продолжить ссылку. Сколько смирения, сколько самоотречения и сколько любви к ближнему в этом поступке!

В конце своей проповеди владыка призвал всех присутствующих не опускать рук, не предаваться духу уныния, молиться Богу, стремиться стяжать добродетели. «Нам надо молиться Господу и переживать друг за друга, как переживал за других апостол Иоанн Богослов, как молился преподобный Арсений Великий, как давали нам пример благочестивой жизни наши благочестивые предки, наши родители, все те люди, которые в сегодняшний день несут свет Христов в нашем мире». Владыка Арсений попросил всех быть таким светом, чтобы жизнью своей исполнять заповедь «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на Небесех» (Мф. 5,16).

По окончании Божественной литургии владыка Арсений поблагодарил всех присутствующих за совместную молитву, за то, что в этот день собрались в храме, и принимал поздравления с именинами — весь храм устремился поздравить любимого пастыря. Среди всех сказанных тёплых слов, как сказал владыка Арсений, ему, как монаху, самыми близкими являются пожелания спасения души, сподобиться участия в жизни Вечной и наследовать Царствие Небесное. От всей души, единым сердцем все молящиеся о добром здравии и долгоденствии своего доброго пастыря пожелали ему спасения, и также своего спасения его пастырскими молитвами. Ликующе и торжественно прозвучало многолетие, молился весь храм. В словах поздравлений гостей звучала благодарность Богу и радость за то, что есть владыка, который, по милости Божией, как архиерей настолько близок к народу, к своим духовным чадам.

В кондаке преподобного Арсения Великого есть такие слова: «отцев славо, Арсение преподобне». Можно с уверенностью сказать, что слава братии этой святой обители не только сама Лавра, но и наместник, столько лет сердцем руководящий ею. Дай Бог сил и Божьего благословения на все благие начинания владыки, Божьей помощи на всё, во славу Воскресшего Спасителя, созидаемое этим добрым архипастырем! Мира души, непрестанной сердечной радости и вечно пребывающей в сердце благодати Святого Духа! Многая и благая лета дорогому нашему архиерею!